Атмосферное место. Дух старины и разрушения... Ее хорошо рисовать. Много пережила дача на своем веку. Первые 2 владельца усадьбы жили тут по 8 лет. А потом сменилось много хозяев, не всегда хороших, просто использовали здание без всякой жалости (((
Дай, Бог достоять до реставрации!
Потрясающее место. Насколько понимаю, здесь был поселок атомщиков (не забываем ещё, что до этого там была история в 19 веке!), в самом особняке Морозовой жил Курчатов (но надо уточнять), а в годы войны - штаб Западного фронта, здесь был Жуков. И вот такое сокровище - без особого присмотра! Большие деньги заплатили за смету реставрации, но пока на этом остановились. На верхний этаж нет хода, полы проваливаются. Экскурсии проводятся сотрудниками краеведческого музея Обнинска раз в неделю, в субботу, иногда проводятся концерты и праздники, но в основном на улице, особняк в аварийном состоянии. Подъезд к особняку никакой, не окультуренный, хотя и чисто
Если в атомном наукограде Обнинске вы поинтересуетесь самой известной местной достопримечательностью, то вам, скорее всего, не укажут на первую в мире АЭС, не похвастаются разнообразными реакторами и многочисленными НИИ, а повезут сюда, к довольно изящному старому особняку в стиле "русский модерн", что на городской окраине, отрекомендовав его коротко и несколько загадочно "дачей Морозовой". Кто такова - даже в насквозь научном городе не каждый в курсе. Хотя сама "дача" знаменита вполне.
Известно, что до революции была связана с Мамонтовыми и Морозовыми - их в истории множество. До этого - с Обнинскими. Здесь работали Серов и Коровин, писал Андрей Белый, сочинял Скрябин, гостил Поленов. Какое-то время здесь была размещена школа педагога-новатора Шацкого. Во время войны - отсюда фронтом командовал Жуков, после - ядерными делами советские академики. Но в истории изящный старинный особнячок так остался под именем недолгой его хозяйки Маргариты Кирилловны Морозовой (1873-1958 г.).
В её культурно-просветительской орбите вращались изысканный Скрябин, и модный Андрей Белый, погрузившиеся в философствование Соловьев и Трубецкой, синтезировавшие этот процесс с православием - Булгаков и Флоренский, нащупавшие пути в импрессионизм - Серов с Коровиным, не обходил изящный круг друзей Поленов. Молодая богатая вдова организует издательство "Путь", выпуская в нем лучшие труды русских философов "серебряного века". Спонсирует журнал "Вопросы философии и психологии", держит общественно-политическую газету "Московский еженедельник". Финансирует школы, музеи, приюты. "Удивительная по уму и вкусу женщина, - писал о ней Василий Розанов. - Оказывается не просто "бросает деньги", а одушевлена и во всем сама принимает участие. Это важнее, чем больницы, приюты, школы".
С неё пишет портреты Серов. Сначала, правда, с её могучего супруга - умелого текстильного дельца и ярого коллекционера Миши, в полный рост, как с полководца. Потом на пару с Коровиным - с ещё более фанатичного приобретателя картин и ещё более знатного заводчика - брата Ивана. Правда, уже менее парадные и куда более проникновенные, сидящем за столом в тихом раздумье. Между тем изящество кисти Серова доходит до пиковых вершин именно в изображении самой совершенной и грациозной модели из морозовского семейства - Маргариты Кирилловны. Чтобы в конечном итоге блеснуть шедевром русской живописи, обессмертив имя её любимого сына - маленького Мики. Его нежный образ кисти гениального Серова станет одной из ярчайших и самых притягательных звёзд экспозиции Третьяковской галереи.
Впрочем, сегодня Дача Морозовой смотрится весьма плачевно. В т.ч. - и дорога к ней. Надписи - устрашающие. Посещение - раз в неделю. По записи. Особой жизни вокруг не наблюдается. А жаль - место единственное, по сути, в Обнинске с богатыми культурно-историческими корнями...