Уникальный Малый зал имени М. И. Глинки Санкт-Петербургской академической филармонии имени Д. Д. Шостаковича-один из лучших камерных залов в мире находится в особняке у которого большая примечатель
ная история. Особняк был воз
ведён по проекту архитектора Франческо Бартоломео Растрелли в первой половине 18 века и расположен на углу Екатерининского канала(сег.канал Грибоедова)и Невского проспекта дом 30. В1828 году особняк приобрёл Василий Васильевич Энгельгардт(1785-1837г.)прия
тель А. С. Пушкина, В. А. Жуковского, М. И. Глинки. П. А. Вяземского.После того когда особняк перешёл во владение В. В. Энгельгардта он был перестроен архитектором П.П.
Жако(автором проекта здания
филармонии) .Скоро владелицей стала его жена и прославленный
зал вошёл в историю города
под именем "Зал госпожи Эн
гельгардт". Здесь устраивались
вечера на которые собирался
весь цвет Петербурга. Белоко
лонное фойе украшенное зеркалами , массивные двери
с золочёными ручками и зал
со старинными люстрами и
бра выполненными в виде дико
винных цветов восхищали тон
кой стильностью и мастерством
исполнения. Зал обладает уни
кальной акустикой. Его посещали
В. А. Жуковский, А. С. Пушкин,
М. Ю. Лермонтов, А. Тургенев,
М. И. Глинка, П. А. Вяземский и
др. выдающиеся люди России.
Здесь выступали выдающиеся
музыканты–М.И. Глинка, Дж. Фильд, О. А. Петров,Ференц Лист, знаменитая немецкая пиа
нистка Клара Шуман(жена композитора Роберта Шумана),
всемирно известная оперная певица Полина Виардо и юный Антон Рубинштейн. Полина
Виардо впервые посетила Петербург в 1843 году, ей было 22 года, она выступала в оперных спектаклях и в концертах , исполняла романсы и песни Глинки, Даргомыжского, Варламова . Она была не только певицей но и композитором, написала несколько романсов(в т.ч. и на русские тексты (Пушкина и Фета), три небольшие оперы("Последний колдун", "Людоед" и "Слишком много женщин") либретто для которых написал в стихах на французском языке русский писатель И. С. Тургенев. Здесь
гастролировала и известная
польская пианистка Мария Шимановская, которую Гёте наз
вал "властительницей звуков".
А. С. Пушкин много раз слушал
Шимановскую и вписал в её альбом несколько строчек из
своего "Каменного гостя". В Пе
тербурге "властительница звуков" подружилась с Глинкой,
познакомилась с Жуковским, Крыловым и другими русскими
писателями.
. Жизнь в Петербурге была
строго регламентирована, при
чём это касалось и поведения
и одежды. Балы и маскарады
должны были прекращаться
до 10 часов вечера. Специаль
ные служители-"Вахтвахтеры"
с наступлением сумерек гро
могласно предупреждали на
улицах:"Гасите свет, запирайте
ворота, ложитесь спать. "
Ослушаться было нельзя.
Появление в зале Энгель
гардта императора Николая | и
Александры Фёдоровны спо
способствовало ещё большей
популярности концертов и маскарадов. Известно что действие пьесы М. Ю. Лермон
това "Маскарад" происходит в
залах дома Энгельгардта.
Этот зал был свидетелем славы М. И. Глинки, русских певцов
О.А.Петрова,А.Я.Воробьёвой,реквиема Г. Берлиоза.
В истории Малого зала
много ярких событий. В этих
стенах состоялись мировые
премьеры :
–Оратории Иосифа Гайдна
"Сотворение мира"в 1812году;
–"Торжественной мессы"Люд
вига Ван Бетховена в1812г.;
Выступление государственного
русского концертного оркестра
Санкт-Петербурга с программами музыки Петер
бургских композиторов.;
–Центрального образцового
оркестра имени Н.А. Римского–
-Корсакова военно-морского
флота России.;
–Государственного Академичес
кого большого симфонического
оркестра им, П. И. Чайковского
в концертах посвящённых -А. Ви
вальди, Н.Паганини, Дж.Россини,
П. И. Чайковскому, М. И. Глинке,
С. В. Рахманинову. В этом зале
выступали выдающиеся
композиторы дирижёры со свои
ми произведениями-Гектор Бер
лиоз и Рихард Вагнер.
До 1846 года зал Энгельгардта
был главной концертной площад
кой столицы. Трудно назвать из
отечественных и зару
бежных музыкантов, которые не
выступали бы в Малом зале Филармонии.
В этом зале исключительное
восприятие звука. Выдающийся
русский писатель и музыкальный
критик В. Ф. Одоевский отмечал. что в этом зале все концерты
несли в себе что-то особенное
и привлекательное: "......Концерта
ждёшь с нетерпением, готовишь
ся к нему, освобождаешь весь день, а после концерта возвраща
ешься домой осветлённый музыкой великих мастеров. " В своей статье о Девятой симфонии Людвига Ван Бетховена В. Ф. Одоевский сравнивал Бетховена с
Чацким, с их не лёгкой судьбой
во взаимоотношениях с общест
вом.
Этот дом неоднократно ме
нял своё назначение и хозяев.
Начиная с 1841г. зал Энгель
гардта начинает терять значение
центра концертной жизни Петербурга. Всё чаще в зале
вместо концертов музыки
классиков стали звучать табор
ные песни. Зал стал плохо отап
ливаться. В 1846г. дом Энгель
гардта перестал существовать.
Владелица продала его. В доме
был открыт"Магазин русских
изделий'" В 1856г. Случился
пожар. Здание восстановили,
иногда устраивали концерты
Какое-то время в нём находился
коммерческий банк. После разрушения от фашистской
бомбёжки были проведены
большие восстановительные
работы по проекту архитектора
В. Каменского. Мастерски вос
создана строгая красота старин
ных апартаментов. Концерт
ный зал на 480 мест,просторное
зеркальное фойе и уютная гос
тинная привлекают спокойны
ми контурами, лёгким изящест
вом отделки русской архитек
турной классики нач. 19 века
и мягкими тонами окраски.
. Развернулась масштабная
деятельность. Исторический
концертный зал засиял в преж
ней своей красе. В мае 1949 г.
в старинном отреставрирован
ном здании на Невском проспек
те дом 30 состоялось открытие
нового камерного зала филармо
нии. Он был назван Малым
залом имени Глинки.Зал его име
нем назван не случайно, Выступления композитора на сцене этого зала и камерная музыка в творчестве М. И. Глин
ки особенно выделялась.
В проёме , сбоку от парадной
лестницы, ведущей к концерт
ному залу , на уровне второго
этажа установлен памятник
великому русскому композитору
Михаилу Ивановичу Глинке.
Эту работу над скульптурой
М. И. Глинки, отлитой из бронзы,
выполнил скульптор Г. Ф. Ветютнев. Этот монумент был установлен в 1957г. Он прекрас но вписался в старинный интерь
ер.Композитор изображён сидящим в раздумье на скамей ке.Памятник встречает любителей музыки идущих на концерт. Его нахождение в этом месте весьма логично. Сквозь веток деревца,на площадке
напротив, этот уголок смотрится привлекательно и впечатляюще.
С открытием Малого зала возоб
новились крупнейшие музыкаль
ные события. Встречи с музыкой были большой душевной потребностью На сцене зала
выступали новые звёзды музы
кального искусства-Святослав
Рихтер, Эмиль Гилельс, Глен
Гульд, Генрих и Станислав Нейгаузы, Григорий Соколов,
Элисо Вирсаладзе. Мстислав Ростропович., Елена Образцова.,
Давид Ойстрах, Леонид Коган, Юрий Башмет, замечательные камерные коллективы. У Малого
зала не только богатое прошлое,
настоящее, но и прекрасное бу
дущее.Малый зал заслужил репутацию лаборатории камерной музыки. В Малом зале можно постоянно услышать новинки отечественных композиторов и зарубежных авторов с популярными пьесами Ф.Листа,Ф.Шопена,И.Брамса,В. Моцарта, С. Рахманинова, сонаты Л. Бетховена, А. Скрябина, С. Прокофьева. Удивительная, разнообразная форма воспитательной работы с юношеством-это лекции-концерты.Доказательством и отражением успеха Малого зала является постоянный рост численности слушателей. Практически всегда полнный аншлаг из самых различных слоёв населения города и его гостей.Одним из наиболее испы
танных путей организации слу
шателей явилась абонемент
ная система. Многие слушатели
стали музыкантами, они с востор
гом отмечали удивительную
прекрасную силу классической музыки. Неоднократно отмеча
лась высокая культура слушате
лей а также контакты с музыкан
тами и работниками филармо
нии что поражало многих кто
переступал порог Малого зала.
Удивительная, завораживающая
архитектура располагающая к
слушанию музыки.
. Посещайте этот необыкно
венный концертный зал.
Очень красиво!
Сам зал бесподобен и по акустике и по убранству. На самых бюджетных местах вме будет прекрасно слышно. Кресла очень удобные. В фойе выставки интересных работ. Концерты самые разные на любой музыкальный вкус.
И очень приветливый и приятный персонал.
В сердце самого лучшего города.