Один из выдающихся образцов архитектуры на улице ― это особняк, расположенный под номером 50, отличающийся классическим стилем. Этот замечательный дом был возведен по проекту самарского архитектора А.И. Мейснера по заказу купца А.А. Путилова, который стремился создать уникальное жилище, выделяющееся среди других роскошных резиденций Самары. Проект особняка был отправлен на утверждение в Петербург, так как наличие более семи окон на фасаде здания требовало согласования с техническим комитетом при Главном управлении публичных зданий. Фасад особняка поражает своим изысканным оформлением: центральная часть украшена разнообразными декоративными элементами, а дворовая сторона увенчана великолепным выносным портиком, обращенным к Волге. Во время строительства особняка, он был приобретен у купца Дворянским губернским общественным собранием.
Здание института Гипровостокнефть
May 2024 •
5
Строительство здания на пересечении Арцыбушевской и Красноармейской началось в 1938-1939 годах по проекту ленинградского архитектора Ноя Троцкого, соавтора проекта ДК им. Куйбышева (Самарский академический театр оперы и балета). Проект здания был расчитан на восприятие со стороны Красноармейской. Этот угол Красноармейской (ныне Ильинской) площади должен был стать частью "ворот в город" со стороны железнодорожного вокзала. Здание изначально строилось как Коммунистический Институт Журналистики. Достроено здание было уже после войны, в 1947 году куйбышевским архитектором Иваном Георгиевичем Салоникиди. Здание имеет ярко выраженный неоклассический стиль. Рустованные колонны с дорическими капителями, расположенные по обе стороны углового объема здания подчеркивают градостроительное значение здания в ансамбле улицы Красноармейской и Ильинской площади. Вместо Коммунистического Института Журналистики в здании расположился институт "Гипровостокнефть" ("Востокнефтепроект"). Фасады здания украшены характерным "сталинскому ампиру" декором. Угловой объем здания со стороны Красноармейской завершает скульптурная композиция - скульптуры нефтяников, держащих щит с изображением нефтяной вышки. Скульптурная группа была установлена в 1950 году.
Дом Красной Армии
May 2024 •
5
В Самаре Дом Красной Армии было решено создать Приказом Реввоенсовета СССР № 200 от 20 февраля 1925 года с 1 марта 1925 г. С целью реализации этого приказа РВС СССР командующий войсками Приволжского военного округа издал 30 апреля 1925 года приказ № 149 об организации Дома Красной Армии в Самаре. Был подобран штат ДКА из 9 человек, а первым начальником ДКА был назначен Ф. И. Маковкин. Первоначально органы власти Самары отвели для него 8 комнат в здании гостиницы «Красная Армия» (бывшая гостиница «Националь» на улице Советской). Но этих площадей для многочисленных задач ДКА явно не хватало.
И в сентябре 1925 года горсовет признал возможным «до возведения специального здания Дома Красной Армии» отвести под ДКА бывший особняк купца Дунаева на углу улиц Советской и Льва Толстого. Занимавший его Союз коммунальников был переселен в здание на пересечении улиц Кооперативной и Льва Толстого. Таким образом, Дом Красной Армии разместился напротив здания Реввоенсовета и штаба Приволжского военного округа.
Торжественное открытие состоялось 23 февраля 1926 года. В новом здании ДКА были организованы практические показательные кабинеты и лаборатории физкультуры и спорта, работали всевозможные кружки, школы и семинары. В качестве вспомогательных учреждений в ДКА имелись: военно-научный кабинет, политико-просветительский кабинет, консультационно-справочное бюро, библиотека-читальня, детская площадка, столовая-буфет, комнаты для отдыха, общежитие и т.д. ДКА объединял и консультировал военкоров ПриВО. В июле 1926 года членами ДКА были 337 чел. Работниками ДКА были организованы хоровой, музыкальный и драматический кружки, а также коллектив «Синяя блуза». За зимний период 1925-1926 гг. были проведены 11 вечеров-концертов и 6 лекций, которые посетили 3320 чел. Зимой работали лыжная станция и каток, летом – спортивная площадка, были организованы военно-спортивные и стрелковые команды численностью около 2250 чел., которые в походном порядке выходили на практическую стрельбу в поле.
Оружейно-стрелковая лаборатория ДКА и военный уголок при ней были снабжены наглядными пособиями по стрелковому делу. Там же имелось большое количество образцов стрелкового оружия разных исторических эпох и конструкций – от кремневых ружей наполеоновских времен, пистолетов, револьверов-дробовиков до пулеметов. Среди экспонатов имелось и ружье-трость с хорошо скрытым механизмом.
Тир ДКА считался одним из лучших в городе. Оборудован он был с таким расчетом, чтобы стрелок имел возможность брать прицел на 7,5 верст (более 8 км). Посещаемость тира доходила до 60 чел. каждый вечер, которые делали около 400 выстрелов.
Летом концерты, эстрадные выступления и киносеансы проводились на открытом воздухе – в оборудованном для этих целей саду.
Библиотека-читальня ДКА располагала 16 тысячами томов, имела отделы: естественный, военный, технический, прикладной и др. Ее читателями летом 1926 были 526 человек, ежедневно выдавались 90-100 книг.
Дом купца И. Г. Новокрещенова
May 2024 •
5
В 1880-х годах в Самаре построили дом для купца И.Г. Новокрещенова. В 1890 году здание арендовало почтово-телеграфное ведомство. Впоследствии здание несколько раз реконструировалось, были добавлены элементы модерна.
Metallist-Samara
May 2024 •
5
«Металлист-Самара» — двигателестроительный завод, расположенный в Самаре. Был построен в 1941 году на базе эвакуированного Завода № 525 из Артёмовска. За вклад в оборонную промышленность завод № 525 в 1945 году был награждён Орденом Ленина.
В годы Великой Отечественной войны производил авиационные пулемёты ДШК. После эвакуации в Куйбышев Тульского оружейного завода, производил пулемёты ШКАС, а затем их модернизированную модель — ШКАСМ.
С 1948 по 1956 г. выпускал авиационную пушку НР-23 (Нудельман-Рихтер), в 1960-х годах зенитную установку ЗУ-23. После был перепрофилирован на производство элементов ракетных и авиационных двигателей, в том числе для ракет-носителей «Энергия», «Протон» и «Зенит». В 1989 году на предприятии работали 11 тысяч человек.
Завод участвовал в разработке двигателей НК-93, НК-38 и НК-14СТ, ремонте двигателя ДО90.
Beloturka
April 2024 •
5
Уникальная, единственная в своем роде ремесленная пекарня в Самаре, открылась в конце июля 2023 г. и сразу стала центром притяжения для гостей и жителей нашего города. Каждый в Белотурке найдет что-то свое: старшее поколение приходит сюда за самым здоровым хлебом, приготовленным на заквасках, молодежь с удовольствием пробует горячие круассаны и необыкновенно вкусный кофе. Продукция всегда свежая, нет вчерашней выпечки. Работают только с лучшими и качественными продуктами. Приходите с удовольствием, и не забудьте своих друзей. Впечатления хватит на всех!
Lemana Pro
April 2024 •
5
История компании Leroy Merlin началась в 1923 году, когда супруги Адольф Леруа и Роз Мерлен открывают в городе Нё-ле-Мин первый магазин Stock Americain по продаже вещей, оставленных американской армией в северных городках Франции после Первой мировой войны. Особым спросом у покупателей пользовались строительные и отделочные материалы, и супруги решают сделать основным направлением магазина именно товары для создания дома мечты. В России первый магазин Leroy Merlin был открыт в 2004 году. Сделать качественный ремонт, создать уют и потратить на это разумные деньги – это не фантастика. Это – реально! Этот отзыв посвящён ценителям домашнего уюта!
Дом Д.Е. Челышева
April 2024 •
5
Одним из исторически значимых зданий в Самаре являются доходные дома Челышева, которые считаются одними из старейших в городе. Именно здесь впервые появились квартиры, предназначенные для сдачи в аренду, привлекая в качестве жильцов представителей городской интеллигенции. «Этот симметричный 3-секционный доходный дом выполнен из красного кирпича. Стены сильно рустованы, имеются балконы и эркеры. По центру здания — въездная арка. Особая роль в Челышевских домах принадлежала кровле как к символу крова, силуэту здания с непременными шатровыми башенками, увенчанными флюгерами. Кухни и «черную лестницу» архитектор выделяет в специальный объем со стороны двора».
Обратившись к адрес-календарю за 1900 года, мы обнаруживаем, что владельцем дома числится Дмитрий Ермилович, отец Михаила Челышева. Дом оценивался в 20000 рублей. Сумма по тем временам немалая. К примеру, в такую же сумму оценивалась гостиница купчихи Субботиной на улице Дворянской.
Из известных жителей дома можно упомянуть врача Моисея Гринберга, который квартировался здесь в 1898 году. После революции Челышевский дом был отдан под коммунальное жилье.
Samara History Museum
April 2024 •
5
На создание этого памятника культуры повлияло городское собрание купцов. Огромную поддержку в открытии музея оказала местная епархия церкви, войско казаков Поволжья, собрание дворян губернии и администрация города.
Культурный памятник находится в старой части. Здесь стоит дом отца государственного деятеля. Примечательно то, что историческое наследие находится на нижнем этаже коммунального дома по улице Фрунзе. Это значит, что по соседству с историческим памятником находятся жилые квартиры.
Известны разные ипостаси самарского купца М. Д. Челышова. Он был и политиком, и общественным функционером, и бизнесменом XIX века. Его имя известно не только жителям Самары, но и всей России. С личностью Челышова связано и такое выражение, как «апостол трезвости». Он вел активную борьбу с производителями алкогольной продукции.
Михаила Дмитриевича заслуженно называют также градостроителем. В период с 1909 по 1912 год он был на должности самарского городского Головы и активно строил доходные дома. Позже все эти постройки Самары стали коммунальными. М. Д. Челышов занимал также должность участника III Государственной думы губернии Самары и проявил себя как меценат. Благодаря его заслугам жители города смогли контролировать деятельность пребывающих на государственной службе. Именно Михаил Дмитриевич поспособствовал становлению гласности в Самаре.
Музейная экспозиция
Музей имени М. Д. Челышова – это историко-мемориальный памятник города. Каждая зала может широко рассказать об историческом моменте становления Самары. Экспонаты выставлены в порядке хронологии и начинаются от момента строительства самарской крепости.
В музее два макета самой крепости: большой, построенный по археологическим артефактам и документам и маленький, созданный студентами по наброску географа Адама Олеария. Этот самарский памятник культуры способен не просто ознакомить с историей родного края, но и вызвать настоящие чувства патриотизма.
Фахверковый дом
April 2024 •
5
Единственный в своем роде в Самаре фахверковый дом (Фрунзе, 75) неизменно привлекает внимание людей, неравнодушных к истории и архитектуре города-курорта. Фахверковые дома строили на протяжении многих сотен лет. Еще в 19 веке это был самый распространенный тип зданий. Идея конструкции очень проста: из деревянных балок квадратного сечения собирается каркас, стены имеют решетчатую структуру, просветы между балками заполнялись глиной, смешанной с соломой. Само название произошло от немецкого Fachwerk. Fach – это ящик, секция или панель, а Werk – работа. Считается, что технология впервые появилась в Средние века в Саксонии. Однако похожим способом дома строили даже раньше – например, в Древнем Риме. Долгие годы самарские экскурсоводы рассказывали красивую легенду создания этого дома. Считалось, что построил здание Осип Гиршфельд – адвокат и юрист, происходящий из семьи немецких евреев из города Ровно. Согласно легенде, на старости лет Осип Григорьевич начал настолько скучать по родным краям, что нанял к себе слуг из немцев. Он так хорошо относился к своим подчиненным, что те в благодарность помогли ему построить свой кусочек бюргерской Германии в Самаре. Так и появился знаменитый и ни на что непохожий фахверковый дом. Считается, что фахверковый дом – постройка конца 19 века. Его возвели в 39-м квартале Самары на улице, которая тогда носила название Саратовская. С 1877 по 1893 годы владельцем этой большой территории, расположившейся чуть ли не до улицы Чапаевской, значилась Екатерина Егоровна Флорова. Она нередко занималась перестройками, хотя по тем временам сделать это было достаточно проблематично: нужно было написать прошение губернатору, дождаться инженеров и городских архитекторов, вместе с ними составить план, который в дальнейшем нуждался в одобрении властей. Только пройдя все эти процедуры собственник мог что-то построить или изменить.
После Екатерины Флоровой владельцем дома и прилегающей к нему территории становится сам Осип Гиршфельд. Согласно документам, он тоже составлял прошения о внесении изменений в постройки. Но в 1909 году Осип Григорьевич продал фахверковый дом и участок. Затем у дома сменится еще несколько владельцев, перепродажи закончатся только после революции. После проведения национализации этот дом, как и многие другие, станет коммуналкой.