Чудесное место и его обитатели. Чувствуется, что в этих стенах живет частичка Бога. Обязательно посетите, если будете в Костроме.
Studiya teatralnogo iskusstva
April 2023 •
2
Довелось посмотреть спектакль «Три сестры» в театре СТИ , филиале МХТ, режиссёр С.Женовач.
По посмотру пришёл к выводу, что и Чехова А.П. можно делать безмерно скучным. Но скучные пьесы – это епархия бездарных авторов. Так что же, у постановщика была задумка разоблачить-таки нашего классика, сорвать с него личину и представить Чехова бездарным драматургом?
Если такая задача была поставлена, то решена она успешно, даже с избытком. Причем средствами самыми простыми и подручными – пьеса представлена как-бы в концертном исполнении в формате чтения по ролям. При этом сцена-коробка отсечена от авансцены фиксированным занавесом, который никогда не сдвигается с места. Занавес исполнен в виде шеренги стволов деревьев-берез. За занавесом часто издается топот (пресловутые «шаги за сценой»), доносятся какие-то невнятные реплики, какие-то строевые звуки. Вроде, как там есть какая-то невнятная жизнь, но она совсем ни к чему. В моём понимании это проходит по части «оживляжа». Более пространство собственно сцены для подачи материала, подготовленного А.П.Чеховым, не используется.
Между этими стволами протискиваются на красную линию исполнители ролей и оглашают свои реплики. Мизансцены формировать вообще не требуется, поскольку фигуры исполнителей соотнесены со стволами деревьев и к ним прижаты. Исполнители к этим стволам постоянно так и льнут, так и льнут. Какая-то режиссерская задумка за этими стволами , конечно, имеется: может быть, это - «назад к матери-природе!», может быть, это - «да не нужны вы мне все, вот я тут с моей берёзонькой…», может быть, это – утверждение достаточности для прохождения человеком своей жизни всяких разных муляжей и имитаторов…
Совсем уж без взаимодействия исполнителей не обошлось: почему-то потребовалось наглядно показать, что между Вершининым и Машей завязалась интрижка, и вот они между древесными стволами этак толкаются в формате «Хи-хи». А вот чтобы сестры стали как-то рядом, без древесных стволов между ними – так это ни-ни. Такое исполнение ролей , конечно же, существенно содействует «оскучнению» пьесы.
Реплики произносятся исполнителями в большинстве своем совершенно не внятно. Сидя в 14-ом ряду, я три четверти реплик разобрать на слух не мог. Было единственно два внятно воспринимаемых в звуковом отношении эпизода: реплика Натальи по части её главенства в домашнем хозяйствовании и реплика Маши по части утаивания братом от них, от сестер, заемных денег под заклад дома. То есть вопросы сугубо материальные – хозяйственно-денежные – расцениваются постановщиком спектакля, как заслуживающие полноценной декламации, а все прочие, что за пределами денег и хозяйства – нет. Наизусть текст пьесы я не знаю и потому сплошь и рядом по части того, что она/он там такое проговаривает, я выбирал по воспоминаниям о других постановках. А если память подводит, так и не разберёшь этого Чехова…
Должен также признать, что получить удовольствие от собственно работы мастеров сцены – исполнителей ролей – не возможно. Владеют ли они искусством сценической речи? – это из-за невнятности доносящихся со сцены звуков понять не возможно. Наделены ли она даром подбора интонации? – об этом тоже нечего говорить. Владеют ли они жестом? – какой еще жест среди этих берёзовых стволов… Какая у них пластика? – ну, какая ещё пластика в состоянии зажатости между древесными стволами… А владеют ли они мастерством участия в мизансценах? – и какое там ещё мастерство. когда и мизансцен-то нет…
Конечно, у постановщика спектакля свои счёты с исполнителями ролей, но мне их как-то даже жалко. А вдруг среди них есть и квалифицированные, и одаренные работники сцены!...
Совершенно не дался постановщику спектакля «фактор времени». Ведь в пьесе Чехова между первым действием – именинами Ирины – и третьим действием – пожаром в городе – проходят четыре года. Такая протяженность событий во времени в пьесах Чехова – дело не частое. И для осмысления материала пьесы понимание хода времени значимо. Но, по-видимому, постановщику пьесы решить задачу течения времени было совсем уж не по силам. Да и как её решить в линии зафиксированных древесных стволов? Он и не стал заморачиваться… И возня Маши и Вершинина среди древесных стволов, примененная в качестве символ их зарождающегося (или уже свершившегося – не поймёшь тут) любовного чувства, воспринимается, как нечто, напрямую проистекающее из первой их встречи. Ну, вроде как женщина такая одухотворенная, да и обязательствами какими-то всерьез не обремененная, скучает (так ведь и муж у неё такой мешковатый, да и не в меру доверчивый), а тут новое лицо – бравый офицер, да он ещё и папеньку женщины знал… Так оно и пошло-поехало…
Лично моё впечатление, так автор ставил спектакль вполне для себя сообразно своим запросам по части Чехова и под свой арсенал средств. «Новое прочтение»? Но почему тогда такое неуклюжее! И так скучно. Это уж прямо как-то совсем по-мещански.
Приморский кондитер
February 2023 •
1
Качество продукции этого магазина оставляет желать лучшего. Цены выше среднего, а качество отвратительное. Положительные отзывы фальшивые.