Интересное историческое место.
В 2024 году распоряжением КГИОП «Новый Арсенал (Главное Артиллерийское управление, Гильзовое отделение Санкт‑Петербургского патронного завода и Петербургский орудийный завод)» (Литейный пр., 3, лит. А) включён в единый государственный реестр в качестве объекта культурного наследия регионального значения.
В состав объекта вошли:
- «Главный корпус (Главное Артиллерийское управление)» (1794-1798 гг., 1799-1801 гг., 1808-1810 гг., 1867-1870 гг.),
- «Левое крыло цейхгаузов (производственные корпуса Петербургского орудийного завода)» (1799-1800 гг., 1867-1870 гг., 1870-1880-е гг., 1910 г., 1952-1953 гг.),
- «Правое крыло цейхгаузов (корпус Гильзового отделения Санкт‑Петербургского патронного завода)» (1799-1800 гг., 1867-1870 гг., 1870 г.),
- «Здание сверлильной машины (Производственный корпус Петербургского орудийного завода)» (1794-1798 гг., 1808-1810 гг., 1864-1867 гг.),
- «Производственный и административный корпус» (1799 г.),
- «Здание управления Гильзового отделения Санкт‑Петербургского патронного завода» (1870-1880-е гг.),
а также ансамбль «Две кузницы (служебные постройки Гильзового отделения Санкт‑Петербургского завода» в составе:
- «Кузница на 16 горнов (служебная постройка Гильзового отделения Санкт‑Петербургского завода)» (1799 г., 1870-е гг.),
- «Кузница на 24 горна (служебная постройка Гильзового отделения Санкт‑Петербургского завода)» (1799 г., 1870-е гг.),
- «Ограда» (1799 г., 1870-е гг.).
Территория, на которой находится комплекс зданий Нового Арсенала, получила своё развитие в первые годы застройки Санкт‑Петербурга.
Строительство по повелению Петра I Литейного дома повлияло на застройку всего района и придало ему специфический характер, нашедший своё отражение и в названии всей местности, которая с тех пор именуется Литейной частью.
Вместе с постройкой Арсенала возводились и другие необходимые строения: кузница, столярная, магазины и сараи в непосредственной близости, по берегу реки Невы и в районе территории впоследствии занятой Новым Арсеналом. Первоначальные строения Арсенала имели вид отдельных бревенчатых амбаров, разбросанных без всякой связи среди двора, огороженного валом.
К 1720-1730 годам сформировался комплекс построек Арсенала, в состав которого входили Литейный дом, Старый пушечный двор и Артиллерийский двор.
На территории Нового пушечного двора (впоследствии – Нового Арсенала) возникали постройки и учреждения технического назначения: в северной части территории появляются кузницы и канцелярия Главной артиллерии и фортификации; в глубине двора сохранялись обывательские дома, которые в 1732 году были выкуплены и частично снесены.
За территорией Старого пушечного двора закрепляется функция хранения артиллерийских запасов, сюда свозятся старинные орудия, а также иностранные отбитые в боях пушки, мортиры, знамена и оружие, что привело в последствии к образованию здесь музея.
К 1745 году на территории Нового пушечного двора была кузница, ветхая котельная изба, инструментальная. Из остальных построек – материальный амбар и провиантские магазины. В инструментальной мастерской производили литье мелких медных вещей, сушку угля и формовальных горшков.
В 1763 году в канцелярию Главной артиллерии и фортификации поступил императорский указ о постройке каменного артиллерийского Санкт‑Петербургского Арсенала на Старом пушечном дворе. Ответственным за подготовку работ был назначен генерал-майор Илларион Голенищев-Кутузов. Разработка проекта была поручена архитектору от артиллерии и инженерного корпуса – Иогану фон Дидерихсштейну.
К 1791-1800 годам Литейная часть подвергается значительным переменам. Кварталы со свободными лужайками и пространствами, удобными для фронтовых учений и практических стрельб, теперь были застроены жилыми домами и усадьбами.
Территория Арсенала к этому времени включала в себя Литейный дом, по правую сторону от него располагались мастерские, покои и кузница. К югу было расположено здание бывшего Арсенала (Старый пушечный двор). За ним через дорогу на углу участка – канцелярия Главной артиллерии и фортификации, монастырь. По другую сторону Литейного проспекта – двор в виде прерывистого четырёхугольника с магазинами для покладки старых лафетов, колёс и дубовых лесов, далее по западной границе участка – сверлильная машина и двор с сараем, сарай для покладки повозок, и на углу участка место для хранения ядер.
В 1798 году инженер-архитектор Фёдор Иванович Демерцов представил в артиллерийскую экспедицию государственной коллегии проект и смету перестройки деревянных цейхгаузов вдоль Литейного проспекта при Санкт‑Петербургском Арсенале.
Полностью кирпичное здание Нового Арсенала было готово к 1801 году. Всё время проектирования и строительства возводимое здание называли цейхгаузом. В это же период окончено строительство второй половины цейхгауза.
В 1808 году проведены работы по реконструкции здания сверлильной машины. Помимо реконструкции бывшей сверлильной машины, в кузничной мастерской было установлено шестьдесят новых горнов, а в литейной построены три новых медно-плавильных печи.
В 1837 году высочайше утверждён проект расширения Арсенала, составленный механиком Монье, однако ветхость строений Арсенала побудила повторно поставить вопрос о переносе его в другое место.
С перенесением Арсенала на правый берег Невы Литейный дом по высочайшему повелению от 1847 года был снесён для строительства нового моста.
В 1853 году Роман Романович Генрихсен был назначен на должность архитектора Санкт‑Петербургского Арсенала.
До 1863 года здание Старого Арсенала продолжало служить местом хранения исторических предметов, затем последовало распоряжение переместить их в Кронверк, а с августа 1865 года здесь разместился Санкт‑Петербургский окружной суд и судебная палата.
В дни парадов и репетиций Михайловского артиллерийского училища опустевшие помещения Нового Арсенала служили местом временного размещения училищной артиллерии. Две бывшие кузницы были отданы для отдельного двора конюшен для офицеров Лейб-гвардии Конной артиллерии.
В 1863 году последовало Высочайшее повеление об устройстве в старых зданиях Арсенала мастерской для отделки орудий, заряжаемых с дула, и снарядов к этим орудиям. В конце 1864 года последовал указ о расширении задач мастерской с приспособлением её к отделке береговых орудий и устройством второй мастерской для изготовления орудийных частей.
Архитектор Р.Р. Генрихсен приступил к приспособлению первого из бывших арсенальных строений для оружейной мастерской с устройством дополнительных пристроек и постановкой паровых машин на 70 л/с, различными механизмами подъёма и перевозки тяжелых колесных орудий.
С 1867 года Р.Р. Генрихсен приступил к приспособлению второго арсенального здания под помещение Главного артиллерийского управления с переделкой перекрытий на несгораемые, изменением лицевого фасада здания.
С 1866 по 1868 годы последовало расширение мастерских и установка станков для выделки тяжелых орудий, после чего годовая производительность завода выразилась в изготовлении запирающих механизмов на 500 орудий и в отделке до 300 медных и до 200 чугунных орудий.
В 1869 году Р.Р. Генрихсен приступил к перестройке остальной части зданий бывшего Арсенала для гильзового отделения патронного завода с переделкой перекрытий в несгораемые и устройством паровых машин.
С 1871 года на службу архитектором поступил Александр Дмитриевич Шиллинг. Архитектором Главного артиллерийского управления с 1885 года становится Владимир Иванович Серков.
В 1885 года Петербургский орудийный завод имел мастерские по отделке орудий больших калибров до 11‑дм мортир и орудий средних калибров до 42‑лин., мастерские по отделке и окончательной сборке полевых орудий, механическую, кузнечную, столярную (производство ремонта, исправление локомобилей и двигателей), электрическую с курсами для электротехников.
С 1866 по 1891 годы завод выпустил: медных орудий – 6760, стальных – 2837 и чугунных – 1750.
На 1916 год завод состоит из шести мастерских: люлечной, пушечной, прицельно-затворной, инструментальной, электротехнической и ремонтно-механической, с общим на них числом мастеровых и рабочих в 2415 человек.
В докладе от марта 1916 года в адрес Верховной комиссии для всестороннего расследования обстоятельств, послуживших причиной несвоевременного и недостаточного пополнения запасов воинского снабжения армии, член верховной комиссии гр. Владимир Бобринский указывает, что Орудийный завод ни в архитектурном, ни в техническом отношении не отвечает требованиям времени.
После революции Петроградский орудийный завод и Петроградский патронный завод были эвакуированы в Нижний Новгород.
В первые месяцы революции в здании Нового Арсенала помещается Штаб Красной Гвардии района, а 10 июля 1918 года в здании функционируют Технические Артиллерийские Советские Командные курсы РККА. В 1920 году курсы переименовываются в Петроградскую артиллерийско-техническую школу, на базе которой было создано артиллерийско-техническое училище, которое занимает здание бывшего Нового Арсенала.
В 1951 по указанию КЭУ ЛенВО был выполнен ремонт большей части цейхгауза Демерцова (южной половины).
В настоящее время пользователем зданий комплекса является учреждение Министерства обороны Российской Федерации.
Производственное здание с дымовой трубой Киновиевского ультрамаринового завода Г.И. Веге
December 2024 •
5
Интересное историческое место.
Распоряжением КГИОП «Производственное здание с дымовой трубой Киновиевского ультрамаринового завода Г.И. Веге» (Октябрьская наб., д. 38, лит. АН) включено в единый государственный реестр в качестве объекта культурного наследия регионального значения.
Указом Петра I в октябре 1714 года Александро-Невскому монастырю был дарован большой участок земли на правом берегу Невы «под кирпичные и гонтовые заводы и сараи, под склады дров и для выработки глины для строения...». Когда-то здесь было кирпичное производство, основанное шведами. Монахи возобновили его, а также построили скотный двор.
После открытия в 1732 году месторождения глины на левом берегу Невы поблизости от монастыря, кирпичные заводы на правобережье стали приходить в упадок. Не стало и скотного двора. К концу XVIII века Лавра использовала эти земли только для сенокоса.
В 1820 году в северной части участка началось строительство загородной дачи – архиерейского дома, церкви и корпуса для монахов. Изначально все постройки были деревянные. Замена их на каменные началась в 1840 году, а полностью комплекс был отстроен в камне к концу 1860-х годов. Этот комплекс именовался Киновией (Киновия или «общежитие» (κοινός – общий и βίος – жизнь) – одна из форм монашеской жизни). Южнее Киновии находились многочисленные кирпичные заводы, зафиксированные на карте 1844 года.
В 1878 году на землях Лавры доктором Георгием Ивановичем Веге был выстроен ультрамариновый завод. В то время предприятие было первым и единственным ультрамариновым заводом в России.
Продукция Веге по качеству превосходила зарубежные аналоги, при этом значительно выигрывала в цене. За несколько лет Г.И. Веге удалось вытеснить с рынка всех конкурентов.
Веге организовал наиболее крупное производство ультрамарина (синтетического красителя) в стране. В 1882 году на московской Всероссийской художественно-промышленной выставке он был награждён «за ультрамарин порядочного качества и за его обширное производство». Впоследствии технология, применявшаяся здесь, распространилась и на заводы в других городах, однако качество красителя оказывалось невысоким. Вывод специалистами из этого был сделан однозначный: на качество продукта в значительной мере влиял состав воды, применявшийся при его изготовлении. Невская вода оказалась самой подходящей.
В 1896 году Киновиевский ультрамариновый завод был удостоен почётного права размещать символ императорского герба на упаковке.
В 1886 году Г.И. Веге подал прошение в Строительное отделение Петроградского губернского правления на постройку на территории завода дымовой трубы.
В 1889 году по проекту архитектора Константина Фёдоровича Фейерейзена были построены двухэтажный корпус для мокрых мельниц, одноэтажный корпус для размещения конторы и жилых помещений, поперечный трёхэтажный корпус для машинного отделения, промывочной и сушильни, одноэтажный объём для паровых котлов перестроен в двухэтажный.
В период между 1902 и 1914 годами к северо-восточной части флигеля, в котором в 1902 году располагались мельницы и коробочная, а в 1911-1918 годах – мельницы и сеялки, был пристроен новый корпус в «кирпичном стиле», спроектированный К.Ф. Фейерейзеном ещё в 1886 году.
В 1909 году полковник Роберт Георгиевич Веге, сын и наследник предыдущего владельца, сдал участок с заводом в субаренду и уехал за границу. Лавра была весьма заинтересована в функционировании производства, так как это по-прежнему был единственный ультрамариновый завод в России.
На фотографии завода 1914 года зафиксирован особняк директора завода (объект культурного наследия регионального значения) в тех архитектурных формах, которые сохранились до нашего времени, а также окружающая его плотная промышленная застройка. Также на фотоснимках прочитывается сохранившееся на сегодняшний день в основных объёмах производственное здание с дымовой трубой.
В 1917 году Р.Г. Веге продал завод со всеми строениями предпринимателям А.Ф. Шлиману и Г.И. Якобсону, при условии сохранения производства «со всеми имеющимися строениями, машинами и прочими принадлежностями».
Постановлением Высшего совета народного хозяйства РСФСР от 21 июня 1920 года Киновиевский ультрамариновый завод Веге был национализирован и передан в ведение Химической секции Петроградского совета народного хозяйства. После революции и гражданской войны производительность завода резко снизилась в связи с перебоями в поставках сырья, изношенностью оборудования и сооружений.
В 1925-1931 годах на заводе была произведена перестройка и переоборудование части существующих и строительство новых заводских корпусов. Корпус печного отделения реконструирован с пристройкой нового объема к юго-восточному фасаду. Корпус для склада каолина был переоборудован в сушилку и тигельную. К южному фасаду цеха сеялок были пристроены одноэтажные кирпичные объёмы слесарни, пожарного депо и трансформаторной будки.
Предположительно, в период Великой Отечественной войны был утрачен двухэтажный корпус для мокрых мельниц, построенный в 1889 году, один из поперечных корпусов и пять дымовых труб.
Приказом Министерства химической промышленности СССР от 10 ноября 1954 года завод с 1 декабря 1954 года был передан на правах цеха в состав Невского химического завода. В 1960-е годы Невский химический завод стал головным предприятием НПО «Пигмент».
В период 1964-1980 годов на заводе были проведены значительные работы по строительству новых и реконструкции существующих корпусов.
Архитектурно-художественное оформление лицевого фасада объекта с элементами промышленной эклектики в кирпичном стиле является ярким примером промышленной архитектуры конца XIX – начала XX веков. Здание имеет сложное объёмно-пространственное решение: каждый разноэтажный объём использовался для определённых этапов производства искусственного ультрамарина.
Разновысотность объёмов единого производственного комплекса создаёт определенный ритм, доминантой которого являются объём лестничной клетки и дымовая труба в северо-западной части постройки. Труба располагается на квадратном в плане цоколе оформленным карнизом с зубчиками, а оголовок дымовой трубы завершается аркатурно-колончатым поясом и тягами.
В настоящее время производство ультрамарина на заводе прекращено.
В 2019-2020 годах в рамках первоочередных и противоаварийных работ были разобраны аварийные конструкции и диссонирующие пристройки. В 2020 году были проведены работы по восстановлению части здания в границах литеры АН9 с приспособлением под котельную. В 2023 году КГИОП согласован проект реставрации и приспособления здания для современного использования.
Fgbou St. Petersburg State Academy of Veterinary Medicine
December 2024 •
5
Очень симпатичное и самобытное здание, которое в 2024 году наконец получило статус памятника.
Распоряжением КГИОП «Здания Бактериологической лаборатории Ветеринарного управления МВД (с оградой)» включены в единый государственный реестр в качестве объекта культурного наследия регионального значения.
В состав объекта вошли: «Главное здание» (Московский пр., 99, лит. А), «Жилой дом» (Московский пр., 99, лит. А), «Корпус для подопытных животных» (Московский пр., 99, лит. О) и «Ограда».
Специальная ветеринарная лаборатория была учреждена при Ветеринарном управлении МВД в 1898 году. Основная её деятельность была направлена на формирование методов борьбы с возникающими заразными болезнями, разработку вакцин, а также на решение различных научно-практических вопросов.
Место для строительства зданий лаборатории было выбрано вдали от центральной части города в связи с хранением различных «заразных» образцов, а также содержанием и лечением зараженных животных. Вблизи участка строительства располагались чумная бойня, отделение конебойни, а также временный завод для утилизации отходов.
Комплекс зданий Ветеринарной лаборатории при ветеринарном управлении МВД был построен в 1905 году по проекту архитектора Александра Карловича Монтага.
Помимо архитектора А.К. Монтага в проектировании зданий принимал участие начальник Ветеринарного управления, профессор Аркадий Александрович Раевский. Лаборатория, предназначенная для работы с низшими организмами, должна была иметь стерильные помещения, помещения для работы с микроскопом, лаборатории для химико-физических работ, помещения для опытов с животными, помещения для размещения специальных инструментов и аппаратов, помещения для служащих. Также было необходимо обеспечить здание системами газоснабжения и водопроводом.
В главном здании располагались помещения для мытья и дезинфекции лабораторной посуды и инструментов, комната для упаковки вакцин перед отправкой, помещения для мелких животных и птиц, комната для проведения операций. В первом этаже требовалось разместить лабораторию для приготовления питательных субстратов, помещения для вакцинирования, кабинет заведующего, канцелярию и буфет.
Во втором этаже располагались большой зал для занятий ветеринарных врачей, лаборатория для работы с микроскопами, помещение химических весов, помещение для хранения оборудования и приборов.
При лаборатории предусматривалось постоянное проведение исследований на больших и мелких животных, в связи с чем было спроектировано отдельное специальное здание, в котором размещались изолированные стойла для больших животных, комнаты для размещения и разведения мелких животных, помещение для проведения операций и помещение для хранения инструментов.
В настоящее время здания комплекса находятся в пользовании Санкт‑Петербургского государственного университета ветеринарной медицины. В главном корпусе осуществляется основная учебная деятельность, в двух других зданиях расположены административно-хозяйственные помещения, а также лаборатории.
Дом Милютиных - Глазуновых -Лесниковых
December 2024 •
5
Первым владельцем участка, занимавшего пространство от Невского проспекта до современной улицы Ломоносова, был придворный истопник Алексей Яковлевич Милютин.
Мода XVIII века требовала лент и парчи, армия – позументов и галунов. Алексей Яковлевич сумел получить привилегию на устройство фабрики по производству позументов и парчи в Санкт‑Петербурге. До открытия отечественного производства всё это покупалось в других странах за большие деньги. Фабрика Милютина была единственным производственным предприятием на Большой першпективной дороге (ныне – Невский проспект).
В 1736 году Милютин начал строительство длинного двухэтажного здания вдоль Невского проспекта (ранее – Невский проспект, 27, современный адрес – наб. кан. Грибоедова, 18-20), предположительно, по проекту архитектора Михаила Григорьевича Земцова. Часть помещений на втором этаже дома была отведена под фабрику. На первом этаже было устроено четырнадцать лавок, которые назвали «Милютинскими». В лавках торговали свежими фруктами круглый год.
Милютинские ряды стали первым крупным торговым зданием в этой части города. Место было людное, фрукты пользовались спросом у служащих посольств, многие из которых находились на Невском проспекте. Часть помещений нового дома сдавалась внаём. Кроме фруктов продавались ягоды, варенья, сыры, икра, шипучие вина и дичь.
После смерти А.Я. Милютина петербургскую позументную фабрику и мызу на берегу Невы унаследовал его родственник Иван Васильевич Милютин. При нём дела фирмы пошатнулись: он залез в долги, и все имущество, включая дом на Невском, в 1781 году было выставлено на продажу.
С 1799 года дома Милютина перешли в собственность первостатейного купца, старосты стоявшей по соседству церкви Рождества Богородицы Силы Борисовича Глазунова. Позументная фабрика была закрыта, и здания стали использоваться только под торговые и жилые помещения.
Во время сооружения Казанского собора (1801-1811 годы) дом стал местом работы строительной комиссии. В 1806-1814 годах здесь жил строитель собора Андрей Никифорович Воронихин (этот корпус не сохранился).
В начале XIX века со стороны канала к угловому дому присоединили трёхэтажный корпус.
На рубеже XVIII-XIX веков торговля в Милютинских рядах была монополизирована шереметевскими крепостными крестьянами, которые таким образом зарабатывали свои капиталы и платили с них оброк хозяину – по 10 рублей в год. В основном специализацией Милютинских лавок была торговля фруктами, винами и другими деликатесами.
Милютины лавки всегда славились высоким качеством продаваемых товаров, но одновременно и дороговизной. Писатель-историк Иван Ильич Пушкарёв в своем «Описании Санкт‑Петербурга», относящимся к концу 1830-х годов, посвящает им целый абзац: «Кто не знает Милютиных лавок? Кто не покупал и не кушал Милютинской вишни, малины в январе и феврале месяцах, когда снег и иней покрывают еще наши сады? Было время, что в Милютины лавки стекались толпы охотников до лакомства, до устриц; что об Рождестве и Маслянице свозили сюда кучами детей, и с большою опасностию можно было тогда пробираться в тесноте экипажей на другую сторону проспекта. Но это время ныне миновалось, люди сделались бережливее и строже сами к себе; … Милютины лавки постепенно пустеют; разве что чиновник, возвращаясь из департамента домой к обеду с полученным им жалованьем, мимоходом зайдет в Милютины лавки взять десяток баргамотов (сорт груш. – А.И.) для детей и банку киевского варенья для жены, а постоянных посетителей уж нет» (Иванов А.А. Дома и люди. Из истории Петербургских особняков. М., 2007).
Посещал лавки и Александр Сергеевич Пушкин. В частности, «нумер девятый», где торговал петербургский купец Герасим Дмитриев. В делах опеки Пушкина сохранился неоплаченный счёт из этого «нумера», где видно, что Пушкины покупали там зелёный горошек, чернослив, лимоны, икру.
Николай Васильевич Гоголь упомянул Милютинские ряды в той части «Мёртвых душ», где автор повествует о капитане Копейкине: «Пройдёт ли мимо Милютинских лавок? Там из окна выглядывает в некотором роде сёмга эдакая. Вишенки по пять рублей штучка, арбуз – громадище, дилижанс эдакий, высунулся из окна и, так сказать, ищет дурака, который бы заплатил сто рублей» (Гоголь Н.В. «Мертвые души»).
В начале XIX века был построен корпус по набережной канала Грибоедова.
В 1820-х годах на месте Милютинских рядов был сооружён большой четырехэтажный доходный дом в формах позднего классицизма. Безордерный фасад делился на два яруса, третий этаж был выделен высокими окнами с наличниками и тремя балконами. Со стороны двора устроены многоярусные аркады-галереи. На первом этаже по Невскому проспекту помещались лавки. В здании находились издательская фирма и книжный магазин Глазуновых.
В 1869-1870 годах для новых хозяев некоторые переделки в домах произвёл архитектор Михаил Алексеевич Макаров.
В конце XIX века по заказу владелицы участка – потомственной почётной гражданки Прасковьи Тарасовны Лесниковой – оба здания были подвергнуты капитальному ремонту. В 1881 году был изменён фасад углового дома, в 1883 – фасад дома на Невском проспекте. Работы велись по проекту С.О. Шестакова.
Двор дома № 27 (старый адрес по Невскому проспекту) с 1895 года занимала одна из электростанций, освещавших Невский проспект. Две другие располагались на баржах на Мойке и Фонтанке, однако их мощности не хватало для равномерного освещения всего проспекта.
В 1913 году бывшую электростанцию приспособили под кинотеатр «Уран». В доме находился центральный склад резиновой мануфактуры «Макинтош», с 1908 года – контора банкирского дома «Кафталь, Гандельман и К». В 1910-х годах – правление транспортного и страхового общества.
Накануне революции 1917 года зданием владело торгово-промышленное товарищество «Григорий Бененсон», возглавлял которое купец 1-й гильдии, финансист, горнопромышленник и благотворитель Григорий Иосифович (Осипович) Бененсон, ранее купивший соседний дом № 20 по набережной Екатерининского канала (ныне – канал Грибоедова).
Часть первого этажа здания была отдана в аренду магазину по продаже роялей и пианино петербургской фирмы «Беккер». Второй и третий этажи занимали жилые квартиры. На фотографиях начала ХХ века видно, что всю центральную часть первого этажа Милютинских рядов занимала большая лавка купца Константина Романова.
Название Милютинские ряды сохраняли до 1920-х годов.
В 1920-1930-х годах в доме по Невскому проспекту работали Музыкальный трест и правление общества «Транспорт».
Во время Великой Отечественной войны угловой корпус сильно пострадал, часть его была разрушена взрывной волной. Здание восстановили одним из первых в 1944 году.
В 1965 году здесь открылся один из первых в Ленинграде пивных залов. По данным технического паспорта в 1971 году в здании проведён капитальный ремонт. При строительстве выхода станции метро к набережной канала Грибоедова угловой корпус пришлось частично разобрать. В 1973-1974 годах он был выстроен заново. Его фасад приблизили ко времени до перестройки 1880-х годов, а само здание было «приподнято» над выросшим с тех пор культурным слоем, то есть получило первоначальную высоту.
В настоящее время первые этажи здания занимают магазины, второй-четвёртый этажи дома сохранили жилую функцию.
Доходный дом М.А. Соловейчика
December 2024 •
5
Очень интересный исторический дом.
Распоряжением КГИОП в 2024 году «Дом М.А. Соловейчика» (ул. Пестеля, 7) включён в единый государственный реестр в качестве объекта культурного наследия регионального значения.
Отдельно стоящие постройки на указанном участке существовали ещё в конце XVIII века. Согласно плану Шуберта, к 1828 году здесь располагалась сложная в плане постройка с двумя внутренними дворами и незамкнутым контуром застройки по красной линии улицы Пестеля.
В 1836 году по проекту архитектора Авраама Ивановича Мельникова здание было перестроено для купца Петра Костылева. Сформирован единый контур застройки дома. Здание было трёхэтажным на подвалах, в уровне первого этажа фасад декорирован линейным рустом с замковыми камнями в завершении окон.
С 1877 года владельцем участка являлся потомственный Почётный гражданин Адольф Оттович Бари. При нём здание сохраняло прежнее архитектурно-художественное решение.
В 1902 году для нового владельца был надстроен дворовый флигель, произведена перепланировка помещений первого этажа.
В 1911 году владельцем участка с постройками был статский советник Михаил Альбертович Соловейчик. В том же году по проекту архитектора Мариана Станиславовича Лялевича снесена часть ветхих построек и возведён шестиэтажные лицевой дом и флигели.
Два нижние этажа архитектор оформил наподобие крупной аркады. Средняя часть, завершённая массивным аттиком, усилена портиком композитного ордера, охватывающем по высоте четыре этажа.
Боковые арки портика ведут внутрь участка дома на Пантелеймоновской улице, а в средней помещается парадный подъезд. Фасады основного, квадратного в плане, двора декорированы колоннами и балконами с балюстрадами.
В предреволюционный период в здании размещались миссия Аргентины и редакция журнала «Медицинский современник». Потом оно стало жилым домом с булочной в нижнем этаже.
В 1923-1931 годы здесь жила популярная среди петербургской, а затем и ленинградской публики актриса Елена Маврикиевна Грановская. Её сценическая деятельность началась ещё в XIX веке на подмостках частных петербургских театров. После революции Е.М. Грановская работала, главным образом, в Театре комедии, а в 1939 году перешла в Большой драматический театр имени Горького (ныне – Большой драматический театр имени Г.А. Товстоногова (БДТ).
В 1935-1939 годах в квартире № 24 жил другой выдающийся артист – Виталий Павлович Полицеймако. Почти вся его творческая жизнь была связана с Большим драматическим театром имени Горького.
Мемориальная доска с горельефным портретом, установленная в 1986 году, напоминает о том, что в этом доме в 1930-х годах жил Герой Советского Союза Виктор Александрович Лягин. Он был одним из тех, кого называли «бойцами незримого фронта». Чекист Лягин в 1939 году покинул квартиру на улице Пестеля и стал готовится к работе в тылу врага. Оставшись по заданию командования в оккупированном фашистами Николаеве, Лягин организовал и возглавил подполье в Николаевской и Херсонской областях. В марте 1943 года при выполнении задания В.А. Лягин был схвачен гитлеровцами. На допросах вёл себя мужественно, несмотря на пытки, не выдал участников группы. 17 июля 1943 года был расстрелян.
Согласно данным справочника жителей Ленинграда от 1930 года здесь проживал актёр театра и кино, участник Великой Отечественной войны, заслуженный артист РСФСР Пётр Станиславович Соболевский, который занимался в мастерской ФЭКС.
По данным справочника 1947 года в этом доме жила актриса Нина Николаевна Казаринова, а в 1969 году – художник театра и кино Георгий Николаевич Мосеев.
В. И. Ленин
December 2024 •
5
Интересный памятник.
Памятник В. И. Ленину на Московской площади — скульптурный монумент в Санкт-Петербурге, установленный в 1970 году на Московской площади. Изготовлен по проекту скульптора Михаила Аникушина и архитектора Валентина Каменского. Это самый высокий памятник В. И. Ленину в городе: - высота постамента составляет 7 м 44 см, высота скульптуры 8 м 10 см.
Московская площадь была сформирована на Московском проспекте в 1930-х годах, когда там было построено здание Дома Советов. Для постамента в карьере «Ровное» на Карельском перешейке был вырублен гранитный монолит весом 250 тонн. Бронзовая скульптура была отлита на заводе «Монументскульптура». Торжественное открытие памятника состоялось 22 апреля 1970 года — в день столетия со дня рождения В. И. Ленина
Moskovsky Cultural and Leisure Center
December 2024 •
5
Хороший досуговый центр с богатой историей.
Дом культуры имени Ильича — памятник архитектуры эпохи конструктивизма, расположенный в Санкт-Петербурге по адресу Московский проспект, дом 152. Здание построено по проекту архитектора Н. Ф. Демкова в 1931 году, сохранило свой первоначальный облик и является примером воплощения идей конструктивизма, вошедшего в историю советской архитектуры. С 1931 года по 1996 год это был Дом культуры имени Ильича завода «Электросила». История Дома культуры неразрывно связана с историей Московского района и историей завода «Электросила».
Kresty
December 2024 •
5
Интересное место с богатой историей.
С эпохи императрицы Анны Иоанновны на месте нынешних «Крестов» располагался так называемый «Винный городок». В 1867 году склады бывшего «Виного городка» были перестроены под тюрьму для краткосрочного содержания арестантов.
В 1884 году по проекту академика архитектуры, архитектора Главного тюремного управления Антония Томишко началось возведение новых зданий тюрьмы. Строительство велось хозспособом, силами самих заключенных.
В 1892 году в «Крестах» было оборудовано 999 одиночных камер. Название тюрьмы определила форма двух пятиэтажных корпусов - крестообразных в плане.
На территории комплекса были построены больница, кухня, ледник, котельная, прачечная, другие вспомогательные здания.
В тюрьме изначально было электрическое освещение, система автономного водоснабжения, эффективная принудительная вентиляция и водяное отопление.
После реставрации и приспособления для современного использования здесь может расположиться многофункциональный центр.
Senate and Synod
December 2024 •
5
Великолепное здание, настоящий шедевр архитектуры.
Сенат был основан как высший государственный орган по делам законодательства, управления и суда. Синод являлся высшим органом управления Русской православной церковью. Оба учреждения основаны в петровское время.
Комплекс зданий Сената и Синода был построен в 1829–1836 годах по проекту зодчего Карла Ивановича Росси. Строительством руководил архитектор Александр Егорович Штауберт.
В 1829 году состоялась закладка здания Сената. А годом позже началось возведение Синода. Согласно замыслу архитектора корпуса Сената и Синода должны были выглядеть как два одинаковых строения, соединенных аркой, перекинутой через Галерную улицу – символ единства церкви и государства.
Композиционно и стилистически Росси согласовал здания с Адмиралтейством. Но симметричные крылья протяженного фронта застройки Сената и Синода с коринфскими восьмиколонными портиками-лоджиями сложнее по пластике и беспокойнее по ритму, чем лаконичные и обобщенные формы Адмиралтейства.
Рельефы и статуи аллегорически раскрывают смысл таких понятий, как «Истина», «Беспристрастие», «Юстиция» и других, связанных с назначением зданий. Аттик арки украшен скульптурной группой «Правосудие и Благочестие». В создании скульптурного оформления принимали мастера своего времени – Степан Степанович Пименов, Василий Иванович Демут-Малиновский, Павел Петрович Соколов, Николай Андреевич Токарев и др.
В закругленной угловой части здания Сената и Синода, размещалась церковь.
Двусветный храм с плоским куполом располагался на втором этаже. Охватывающая этот участок колоннада, увенчанная аттиком, связывает в одно целое фасады, обращенные на набережную и площадь.
Yandex Market
December 2024 •
1
Плохой пункт приёма и выдачи. Находится в подвале, неуютное грязное помещение. Большие очереди. При отправке посылки никаких коробок не дают. Как итог не рекомендую.