«Несомый будто в набожных руках, как городок-игрушка древний Суздаль. Ожившей музыкой звучит в веках в нём русских каменщиков удаль»... Именно эти строки стихотворения Александра Вербы я вспомнил, когда в дальнем северо-восточном конце Торговых рядов моему взору предстала Кресто-Никольская церковь. В 1654 году по Владимир-Суздальской Руси прошла волна мора, только в Суздале унесшего жизни почти трёх тысяч человек. По старинной традиции, в разгар несчастья на этом месте горожане отслужили молебен об избавлении от болезни, а после прекращения эпидемии соорудили деревянную часовню. В 1770 году на месте часовни была возведена каменная церковь, освященная в честь Креста Господня, с приделом святого Николая Чудотворца. Именно по этой причине в нэте вы можете встретить такие наименования этого сакрала, как Никольская церковь, церковь Николы Угодника, церковь Николая Мирликийского церковь, Свято-Никольская церковь. В архитектурном плане сакрал представляет собой классический вариант трёхчастной бесстолпной церкви (центральный объём с апсидой, трапезная и колокольня). Двухсветный четверик, яруса которого разделены карнизом с фронтонами, перекрывает четырёхскатная кровля, увенчанная двухъярусным барабаном с одной главой-луковкой. Несколько необычным выглядит небольшая часовенка с главкой, пристроенная с восточной стороны граненой апсиды – последняя построена в память о деревянной предтече каменного храма. В XIX веке к храму были пристроены широкая – почти вдвое шире основного объёма – трапезная и оригинальная колокольня. Некую «пряничность» облику сакрала добавляет столь характерное для суздальских церквей двухцветное оформление наружки. Ярко-горчичные стены сакрала украшены белеными узорчатыми карнизами, фронтонами, угловыми пилястрами явно барочный стилистики. В облике золоченого купола и шпиля колокольни, ИМХО, прослеживаются элементы сакральной архитектуры петербуржской школы Доминико Трезини.