Великое Заступничество!!!
Не на троне — на Ее руке,
Левой ручкой обнимая шею, —
Взор во взор, щекой припав к щеке,
Неотступно требует… Немею —
Нет ни сил, ни слов на языке…
Собранный в зверином напряженьи
Львенок-Сфинкс к плечу ее прирос,
К Ней прильнул и замер без движенья
Весь — порыв и воля, и вопрос.
А Она в тревоге и в печали
Через зыбь грядущего глядит
В мировые рдеющие дали,
Где престол пожарами повит.
Так великий поэт Серебряного века М.А.Волошин написал о Главной Русской
Святыне – Владимирской Иконе Матери Божией.
У этого Образа три дня Памяти – 3 июня, 6 июля и 8 сентября – оттого и беседуем мы о Пресвятой Богородице и Заступничестве Её за Отечество наше.
Конец 14 века. К Москве идёт жестокий завоеватель Тимур Тамерлан, которого на Руси называли Темир Аксак «хромец железный», - один из самых безжалостных завоевателей.
А сил для принятия боя нет!!! Москвичи совершили Крестный Ход, который возглавил Митрополит Киприан. Было это, согласно летописям, 26 августа 1395 года.
Во время Крестного Хода встретили москвичи Чудотворный Образ Владимирской Иконы Божией Матери, принесённый в Москву из Владимира на Клязьме.
Через день Тамерлан повернул на юг, не дойдя до Москвы.
Накануне явилась ему во сне, как написано в летописи, «Сияющая Жена в окружении Сил Бесплотных» и стала увещевать свирепого, кровожадного воина не идти войною на русских.
Наутро призвал он к себе мудрецов и рассказал свой сон. И ответили мудрецы: «Велик Бог Христианский» и посоветовали не принимать сражение. И вот превосходящий силою враг на Москву не пошёл.
И когда Железный Хромец предал
Окский край мечу и разорил,
Кто в Москву ему прохода не дал
И на Русь дороги заступил?
От лесов, пустынь и побережий
Все к Тебе на Русь молиться шли:
Стража богатырских порубежий…
Цепкие сбиратели земли…
(Тоже М.А.Волошин. «Владимирская Богоматерь»).
По молитве, по вере спасла Матерь Божия Православную Столицу от разорения!!!
А на месте Чудесной Встречи был возведён просторный Храм в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.
В 1397 году Великим Князем московским Василием I Дмитриевичем около церкви был создан Сретенский Мужской Монастырь. Тогда же установили крестный ход с Владимирской Иконой Матери Божией, которую ежегодно 26 августа переносили из Успенского собора. В шествии регулярно участвовали великий князь и митрополит, позже — царь и патриарх.
Сретенский Монастырь – одна из главных святынь наших.
Сретенье – значит «встреча».
В Храме пребывает Чудотворная Икона Матери Божией Владимирская.
До недавнего времени пребывали там и Мощи Владыки Иллариона, властью бесов убиенного. (Он скончался в тюремной больнице, а один из братьев его был расстрелян на трагически известном Бутовском полигоне).
В 2017 году в Память о самом трагическом событии России рядом был возведён Величественный Храм в Честь Новомучеников и Исповедников России. Неудивительно - ведь неподалёку та сама «Лубянка», которая у четырёх поколений ассоциируется с мучениями и казнями...
Ныне мощи Святителя покоятся в этом, возведённом два года назад Храме.
Пора понять, наконец, что враг, пришедший в 1917 году, был страшнее всех кровожадных завоевателей – ведь вековой духовный фундамент стали уничтожать в «доме живущие».
Ныне два храма являют собою Великое Единство во времени. Великое единство тех, кто противостоял слугам антихриста.
У Скорбной Памяти «в гостях».
Глава первая «Из могил безымянных в Небо».
Лубянка – историческое место Столицы, на многих гравюрах изображённое. Ныне и станция метро название историческое вместо «идолопоклоннического» носит. А самого «идола» лет тридцать назад цивилизованно в Парк «свергнутых божеств» на вечное хранение увезли.
Название историческое, напоминающее, наверное, даже про избушку лубяную, про то, из чего её строили. А ещё о крестных ходах в Сретенский монастырь…
Только в веке двадцатом как минимум для четырёх поколений людей стало имя площади исторической символом смерти. Вызвать на Лубянку стало равносильно слову «расстрелять». Расстрелять - за иные убеждения, за веру, за то, что власти новой «неугодны». И полетели с Лубянки, подобно хищным птицам, приказы об убиении людей русских, православных. И не только…
Ныне на месте пугающего размерами идола кровавого камень лежит, с Острова Святого, в тюрьму превращённого, привезённый. Как напоминание о том, к чему небрежение жизни духовной приводит.
А в год столетия самого большого русского «окаянства» вырос на Лубянке - вернее - неподалёку от «лобного места» века двадцатого - величественный Храм. Кажется, таких в Москве ещё и не было. Вырос словно из небытия, из пустоши, из мрака безбожного, из крови пролитой поднявшись. Вырос в Сретенском Монастыре - рядом со Святыней, где Образ Ея, Русь более шести веков назад от жестокого завоевателя спасший, пребывает. И вдруг со всей болью, со всей остротою понимаешь, что враг, век назад в Россию пришедший, много коварнее, много страшнее «великого завоевателя», что по внушению Самой Пречистой на Москву не пошёл. Страшнее завоевателей всех времён.
Страшнее - потому что грех Иуды государственной политикой сделал и кровью всех повязать «возжелал»…
Храм, напоминающий тот - Воскресения Христова, что на Русской Голгофе – на Полигоне Бутовском - только ещё выше, ещё белее, если угодно, в Небеса уходящий.
Конечно, и самая маленькая сельская святыня – о Кресте и Воскресении напоминание – и «размеры» ни при чём. Но это на глазах поднявшееся торжественное величие словно ещё и о «масштабе», о глубине трагедии века двадцатого каждому из нас языком «немым» говорит – напоминает. И о величии Подвига Новомучеников – наших предков, не так уж далеко от нас по времени отстоящих.
Вспоминается невольно одна история тех лет окаянных, кровью залитых. Одного сельского батюшку предупредили, что завтра за ним придут…
Служитель Господа скрываться, прятаться не стал – а отслужил, как на Пасху служат…
А утром смерть за Христа принял. Не удалось прислужникам дьявола Православного Священника запугать – Мученика Христианского.
Снова невольно слова Писания на ум приходят: «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» Побеждены силы ада Воскресение Христовым! И сколько тех, кто за Христом последовал – до смерти!
И смотрят ныне они на нас с Небес и с купола величественного храма, что в год столетия русского «окаянства» из тьмы, из скорбей великих, из могил безымянных вырос и к Небесам вознёсся.
Святые Новомученики и Исповедники Отечества нашего многострадального!
Низкий вам полон за то, что мы всё-таки народом, людьми остались, что не захлебнулись, не потонули в нечистотах «неоязычества». За то, что можем в Храм прийти – Христовых Тайн причаститься.
Глава вторая «Мученики – значит «свидетели»
А беседа наша называется «В гостях у скорбной Памяти». Памяти о чём, о ком? Да разве с самых первых строк не ясно?
Воскресенье — в этот раз первое в феврале - День Памяти Новомучеников и Исповедников Российских — России многострадальной. Значит, чтобы почтить их, следует отправиться или на тот самый полигон Бутова, или сюда — в Храм Новомучеников и Исповедников, что недалеко от некогда всероссийского «места лобного».
Конечно, причащаться лучше в своём храме, где весь клир знаешь, где батюшка не раз советом помогал, - но сегодня День особенный. Да и отступничества в том нет.
И чувство сегодня здесь особое — потому что с Небес, с купола очень высокого вместе с Христом Воскресшим и Матерью Его Пречистой взираю они на нас. Взирают через десятилетия в беседе безмолвной те, что гонений и казни лютой не побоявшись, Христу верными остались. И на Небеса взошли. И взгляд их словно немой вопрос, к каждому обращённый…
Архитектура храма православного воплощает пересечение путей по горизонтали и вертикали — путей от земли к Небесам – путей, что Крест образуют. Вспоминаются невольно слова о том, что там наверху роспись не для нас, а для Самого Создателя, а нам должно голову высоко запрокинуть.
А ещё о том, что с иконами, как со знатными особами, нельзя заговаривать первыми — надо дождаться, пока они «заговорят» с тобою. Ждать с благоговением, с молитвой прежде всего — и взывать к Первообразу.
И «обращаются» к нам Сам Спаситель, Богородица и Сонм Святых Мучеников, страданиями своими оковы антихриста разрушившие…
А здесь внизу — «на земле»...
Положили жизни для России новой
Страшно распрощавшись
с жизнью во Христе.
Екатеринбургской русскою Голгофой
Семеро Вас было на одном Кресте…
Нет ныне храма, где бы не взирали на нас с образов иконописных «Николай, Александра, Алексей, Мария, Ольга, Татьяна, Анастасия...»
И нельзя забывать, что вместе с ними, верность Христу до конца сохраняя, погибли ещё четверо — лейб-медик из знаменитого рода Боткиных — Евгений Сергеевич — ныне он тоже к лику причислен. При взгляде на этот очень красивый образ вспоминаются и из глубины веков на Русь пришедшие Святые Целители: Пантелеймон и Трифон, Косьма и Дамиан, и хирург Исповедник Лука, до «оттепели» обманчивой доживший.
А ещё Анна Демидова, Иоанн Харитонов, Алоизий Трупп…
Сказал однажды священник в создании Образа Новомучеников и Исповедников участвовавший, что и их прославят — только пока думают, в каком Лике. Скорее бы… И подвиг их не менее значим - перед Богом...
А ещё — теперь это многим известно — не расстреляли Царственных Мучеников, как много лет говорили, а убили ножами ритуальными — хасидскими. А перед тем, привязав Царя и Царицу к стульям, на глазах детей их мучили… Зачем? И как после этого можно жить, по земле осквернённой ступая, как можно в глаза людям смотреть?!
Свершилось страшное беззаконие, преступление, которое должно быть расследовано несмотря на «визги» толерантные за океаном…
Там бесы, как положено, бесились,
Шептали в уши всем:
"Сожгите их дотла".
А Херувимской звуки в небо уносились,
А в бездну шахты глухо падали тела.
О чём эти, ужасом, скорбью преисполненные строки? Об убиении Старшей Сестры Последней Императрицы, Инокини Варвары и ещё пятерых из Рода Царского, что для пришедших к власти бесов словно «кость в горле» был. Вот и уничтожали во время двух ночей «шабаша нечисти» - в Ипатьевском доме и рядом с Алапаевской шахтой. Уничтожали в Дни Памяти Великих Русских Святых – Иконописца, Образ Троицы зримо воплотившего, и Игумена Земли Русской – случайно?...
Кроткий, любви преисполненный взгляд Матушки Елизаветы - почти рядом с Царственными Великомучениками. Здесь Княгиня-Мученица без оставшейся до конца ей верной Инокини Варвары – но разве кто-то о подвиге её не знает?!
А с другой стороны Храма Образ Святого Мученика, Имя которого прежде всех со Святым Местом этим связано. Святитель Иларион, в тюремной больнице скончавшийся. А один из братьев Владыки смерть на полигоне, что рядом с селом Бутово, принял. Перенесены Мощи Святителя Илариона из Храма Сретенья Владимирской Иконы Матери Божией, что рядом, - там иконописный образ его остался.
А ещё Образ Владыки на стене Святыни – вместе с Патриархом-Исповедником Тихоном, чудом смерти избежавшим, мощи которого ныне в Донском Монастыре пребывают.
Мы уже говорили как-то, что оба храма являют собою единство в противостоянии антихристу – и более шести столетий назад, и в веке окаянном. (См. также «Великое Заступничество»).
Мученики - значит «свидетели». Свидетели Славы Божией, свидетели победы над антихристом. За то и кровь их пролита была…
Church of Kazan Icon of Our Lady
August 2022 •
5
Святость рядом с Вавилоном
Часть вторая
«С Молитвой, Пречистой вознесённой»
Напротив ещё один вокзал – тоже в честь города названный. С городом этим невольно Образ Пречистой, что в каждом храме присутствует, в сознании, в памяти связан. В памяти исторической – генетической, наверное.
Есть в здании Казанского вокзала указатель, гласящий: «Православная часовня». Только не часовня это, а храм, хоть и очень маленький. Конечно же, в Честь Образа Ея Казанского. Тоже в начале века нового, на смену столетия богоборческого пришедшего, возведённый. Хотя в здании вокзала, наверное, правильнее будет - устроенный. Устроенный по Велению Самой Матери Божией…
Здесь удивительно всё – от алтаря до множества маленьких образов – «образков», как сказано в знаменитой песне казачьей, М.Ю.Лермонтовым созданной. Иконы эти, наверное, благочестивые прихожане принесли...
На Царских вратах, как чаще всего и бывает, Образ Благовещенья и хорошо известные символы четырёх евангелистов. Рядом несколько образов небольших Отцов Церкви, Святителя Мирликийского, которого Угодником называют, и Святителей Столицы Православной. Святая Соборность через века и пространство…
А на вратах дьяконских в предстоянии молитвенном пред Господом наш Последний Царь-Мученик, а над ним ангел, венец на главу царскую возлагающий, - Мученический Венец.
Невольно вспоминается Архидиакон Стефан, что чаще всего с ворот дьяконских на молящихся взирает. Его язычники камнями побили. А разве лучше был обезумевший народ, позволивший Церковь Православную ненавидящим, Россию обезглавить. Грустные мысли - и тревожные.
С левой стороны Царь-Великомученик, справа - Образ Святого «Тёзки» - всем миром христианским почитаемого Святителя Николая. Этот образ ещё Можайским называют – и держит Святитель в одной руке Храм, а в другой - меч как символ защиты от супостата.
Микола Микола
Микола святитель
Микола Можайский
святитель Заряйский
морям проходитель
землям исповедник
А знают Миколу
неверные орды
а ставют Миколе
свечи воскояры
а ставют Миколе
кануны медвяны
Ему свету слава
и слава держава
во всю его землю
во всю повселенну
и слава доныне
вовеки аминь.
При взгляде на Образ сей невозможно не вспомнить древний кант, Святителя прославляющий. Кант, не один век на Руси звучащий…
Как и в часовне Преподобного Сергия, смотрят здесь на нас с Образов сам Преподобный, и Святой Старец Саровский, и Святая Московская века окаянного, что зрения телесного от рождения лишена была.
И Великомученики Царственные – они на нас - людей русских ныне почти во всех храмах православных с образа взирают.
За каплю каждую святой пролитой Царской крови
Народ поплыл кровавою рекой –
написал немало скорбей вынесший и в сорок семь лет мир земной оставивший В.Г.Волков. До дня сего «плывём» и понять того не желаем?...
А над ними Святая Петербуржская, что и ныне по земле ходит и спасает попавших в беду. Однажды явилась Старица русским солдатам в Чечне и сказала уйти из казармы. А когда все ушли, взрыв прогремел...
Блаженная, помогающая и девушкам мужа хорошего и найти, и работу потерявшим...
Рядом с ней Образ Соборный - Образ тех, что от веры под плетьми и дулами власти бесноватой не отреклись. И Царственные Великомученики, и Мученики, в Алапаевске живыми в шахту сброшенные, в центре. На царство Самим Господом поставленные – а вокруг них вся Русь многострадальная… Продолжать об этом, наверное, незачем…
И всё же Храм сей Богородичный – Казанский, как в народе говорят. Здесь, кроме Образа Ея, каждому русскому человеку известному, изображение того, как Икона Чудотворная обретена была. Трижды являлась Матерь Божия десятилетней девочке - дочери стрельца, пока не вняли и не откопали в огороде Образ сей, в холст завёрнутый.
И стоит отроковица, держа чудом обретённую Святыню…
Богородичный Храм – оттого на стене - над головами молящихся – напоминания о Ёё приходе в мир, о скорбях и о мира сего оставлении. Зачатие Пресвятой Богородицы – воплощающее великую любовь Святых Родителей Ея – Иоакима и Анны, Рождество Богородицы, Благовещение, Пещера в Вифлееме, Мать, в скорби великой у Креста стоящая, и Успение…
После молитвы пред Образом Ея, после пребывания в этом особом «пространстве» Мира Духовного, кажется, и вокзальная суета уже не раздражает – мысли иным заняты. И душа…
Величаем Тя,/ Пресвятая Дево,/ и чтим образ Твой святый,/ от негоже истекает благодатная помощь// всем, с верою притекающим к нему.
Пресвятая Богородица! Не дай народу русскому снова впасть в беспамятство, вырождением, смертью грозящее! Пресвятая Богородица! Спаси Россию…
(Остальные части также о Святынях в зданиях вокзалов)
Chasovnya Nikolaya Chudotvortsa na Leningradskom vokzale
August 2022 •
5
Вхождение в мир духовный…
Иконостас Православного Храма – «граница» двух миров, «окно в Царствие Небесное», - как написал слугами антихриста убиенный Философ П.А.Флоренский.
А здесь стал он ещё и «границей», отделяющей шумное пространство вокзальной суеты от устроенного в здании «Пространства» Святости – маленького Храма. Внутри тоже, конечно, иконостас есть – но об этом немного позже…
Святые Лики взирают на всех входящих, проходящих, на поезд спешащих, большинство из которых в спешке и не заметят маленькое «Пространство» Святое - справа от движущихся с багажом лент. Но оно всё равно здесь.
По Милости Божией, канули в Лету времена, когда иконы в столы и в шкафы прятали – но так, чтобы целый иконостас с Царскими Вратами в пространство повседневной суеты смотрел, видеть приходится впервые. Может быть, вразумится кто-то из проходящих с багажом или в здании вокзала служащих…
Итак, на двери, в пространство Храма ведущей, стоит Святая, что незримо по земле ступает, приходя к людям на выручку - а иногда, - чтобы жизнь спасти, как русским солдатам в Чечне. Святая, жизнь и имя которой со Столицей Северной связано. (См. также «Лучик Святости в постсоветском мраке», «Под Покровом Пречистой» и «Во имя Патриарха-Мученика»).
Ксения Петербуржская! Да и как не быть здесь Образу Сему – тем более, что вокзал этот Ленинградский. Мы уже беседовали как-то о Святынях, в зданиях вокзалов устроенных – и очерк этот - в какой-то мере продолжение. (См. также «Святость рядом с Вавилоном»). А ещё - продолжение… Впрочем, об этом позже. А пока невозможно не подойти к Ликам, в здании вокзала на всех приходящих взирающим.
Христос, Матерь Божия – Образ Ея Казанский - да где же нет Образа Спасителя, что В Силах, где же нет Образа Казанского Матери Его Пречистой?! А напротив - через Площадь – в здании Казанского вокзала маленький Храм в честь Образа Казанского.
Святитель – Угодник и Скорый Помощник, тоже людям не раз являвшийся - и благочестивому купцу, что был на грани разорения, и заблудившейся, чуть в болоте не утонувшей крестьянке, которую из чащи вывел, явившись в образе мужика на телеге. И в годы Великой Отечественной войны над рельсами, показав, что они заминированы…
Один из самых любимых святых всего Мира Христианского - Святитель Николай Мирликийский.
И разве есть храм, в котором не взирает на прихожан Угодник Божий Николай – и чаще всего с нескольких образов?! …
А вот этого Святого знают, наверное, не все … Он свиток в руках держит, на котором написано: «Пройдёт гроза на Русскою Землёю». Слова эти – начало стихотворения...
Пройдет гроза над Русскою землею,
Народу русскому Господь грехи простит
И крест святой Божественной красою
На храмах Божиих вновь ярко заблестит.
И звон колоколов всю нашу Русь Святую
От сна греховного к спасенью пробудит,
Открыты будут вновь обители святые,
И вера в Бога всех соединит.
Кажется, написаны строки эти во времена тяжёлые, скорбные, когда над Отечеством нашим тучи войны собирались. Да, войны - только с врагом, что много хуже, свирепее, любого из иноземных завоевателей, на Русь нападавших – потому что имя ему – антихрист – потому что небрежением людей русских, веру утративших, пришёл он к власти и стал Святыни Русские уничтожать – и людей русских, от веры не отрекшихся…
А эти – преисполненные непоколебимой верою и готовностью на жертву строки созданы в окаянном 1939 году - да разве дата эта объяснения требует?! Созданы они Исповедником, чьё имя означает «огненный». Исповедником, пережившим крысиный карцер на Соловках, чудом с аэроплана не упавшим, чуть живым не похороненным. Исповедником, дожившим до отстранение от власти богоборца Хрущёва – в том числе – за «перегибы» по отношению к Церкви.
Святому принадлежат слова песни, что с небольшими изменениями народной стала:
Ночью безмолвные зрители -
Звездочки смотрят с небес;
Тихо, вокруг от обители
Дремлет Дивеевский лес...
Келия там одинокая,
В ней Серафим обитал;
Знала лишь пустынь далекая
Подвиг, что он совершал.
Зовут Святого Серафим Вырицкий – ныне Образ его стал зримо во многих храмах появляться – и в двух Петропавловских, и в Преображенском – все неподалёку. (См. также «Небесное, в земном воплотившееся» Ч.3).
Не хочется каждый раз о главной трагедии вспоминать - да взирающее на нас с образов Новомученики и Исповедники скорбное напоминание собою являют. И рану кровоточащую - ещё на многие годы.
И уж если вспомнили мы стихотворение Исповедника Земли Русской, то невольно и эти строки Священника В. Забрудного на память приходят:
В прежнее время порой надвигались
Злые тевтоны на нас,
Тайно и явно они добивались
Русь уничтожить не раз.
Послано Богом нам вновь испытанье,
Тяжкое бремя невзгод,
В этом суровом горниле страданья
Должен окрепнуть народ...
Должен он Церковь и Родину смело
Грудью своей защитить,
Ради великого русского дела
Жизни своей не щадить.
Время под братской хоругвью сплотиться,
Выступить против врага
Всем, в чьей душе вера в Бога хранится,
Всем, кому Русь дорога.
В братской любви и святом единеньи
Наших успехов залог,
С ними не страшны врагов ухищренья,
В правде поможет нам Бог!
А это - в 1937… Тоже ясным становится, какие посланы испытания и об ухищрениях какого врага речь идёт… А Бог во все времена в правде поможет…
Мы же возвратимся к удивительному иконостасу. О Святых Угодниках, о Силах Бесплотных уж сказано-пересказано – да как же иначе? Знает каждый верующий, и что на Вратах Царских Благовещенье Пресвятой Богородицы пишется, а с Ним Создатели Канонического Четвероевангелия, или Подарившие Слова Главной Службы Православной, что уже более полутора тысяч лет во всех храмах читаются. Бывает и «исключение», но не о Царских Вратах сейчас беседа. (См. также «Северо-восток, дорогу к Храму нашедший» или «Родники Русской Святости» и «Под Покровом Пречистой»). Здесь рядом с Деисусом стоят, времена земные соединяя, Апостолы Первоверховные и Отцы Церкви, Литургию создавшие. С одной стороны Апостол Павел и Святитель Иоанн Златоуст, с другой - Апостол Пётр и Василий Великий.
На Образах Иконописных, как всем известно, земного времени и пространства нет, а здесь явлена ещё и духовная преемственность – тех, кто вместе со Спасителем по земле ступал с теми, что через несколько веков, получив благословение Самого Создателя, создали боговдохновенный, к Небесам восходящий текст Главной Службе Православной, что означает «общую молитву» - живых с усопшими, с теми, кто с Небес на нас смотрит…
(Это - очерк, который будет продолжаться для публикации. Я член Российского союза писателей)
Московский городской суд
June 2022 •
3
С самим судом приходилось сталкиваться только, помогая своей коллеге. А для меня ещё очень важно, что вспомнили о покровителе судей праведных - Святителе Николае. На территории часовня в честь Святителя.
На страже Правды и
Справедливости.
Глава первая «Часовня цвета солнечных лучей».
Здесь Святитель Мирликийский, давным-давно истинно «русским» ставший, проникающим в душу взглядом с двух образов взирает. И ещё с одного – со стены. Он здесь после Христа и Матери Его Пречистой «хозяин». В честь Святителя Николая эта часовня цвета солнечных лучей возведена.
В центре рядом со Святителем Образ Спасителя и Богородицы, что издревле Путеводительницей называют. И рядом тоже Образ Ея – один из самых на Руси любимых, что в Казани Самой Матерью Божией отроковице явлен был...
Имя Святителя Николая для нас, православных, с Первым собором Вселенским неразрывно связано - с обличением ереси арианской, с принятием за гнев праведный скорбей, с заступничеством за Святителя Самого Христа и Царицы Небесной.
Связан для нас с Первым Собором Вселенским и Другой Прославленный Святитель. Опоздав на корабль, поплыл он по морю на мантии своей. А на Соборе явил миру, что значит Триединство – оттого нередко на иконах пламя из ладони Святителя поднимается.
Святитель Спиридон Тримифунтский. Здесь его маленькое изображение с молитвой...
А рядом с другой Иконой Чудотворца Мирликийского Святые Жены – Московская и Петербургская - думаю, «уточнять» незачем. И образ Главы Воинства Небесного…
Впрочем, разве есть хоть одно пространство православной Святыни без этих любимых образов? И нет на Руси Святой счёта часовням и храмам Никольским. Что же столь примечательного именно в этом небольшом пространстве молитвы?
Глава вторая «Справедливость Праведности «сродни»…
Справедливость и Праведность – корень-то один. Быть справедливым – значит «с Праведностью» быть…
А потому вспомним снова о том, как Епископ Мирликийский Николай за гнев свой праведный против лжеца, клеветника, ересиарха был неправедно осуждён, как Сам Господь явил, что гнев Святителя Ему угоден.
Вспомним, как пребывавший за много километров Святой Николай в последний миг на месте казни явился - отнял у палача меч и прочь отбросил. И никто не посмел слова поперёк сказать. Ведь на казнь осуждённые оклеветаны были.
Вспомним, как был наказан, вразумлён клеветник, по вине которого чуть казнь не свершилась…
Дело в том, что Часовня Никольская цвета солнечных лучей в той части Столицы нашей, где название даже в самые лютые годы власти антихриста память о Преображении Господа на Горе Фавор сохраняло. И выросла Святыня сия в том пространстве, где суд вершится – на территории Мосгорсуда.
И проникающий в душу взор Святителя снова и снова напоминает, что есть на земле дела, творить которые без Бога, без молитвы особенно опасно, преступно. Нельзя без обращения к Создателю лечить, учить, воевать и судьбы человеческие в суде решать.
Нельзя забывать, что любое преступление против людей от нарушения Заповедей, от попрания Правды Божией «родится». А суд земной - от имени государства – прообраз Суда Божьего, как сказал один мудрый священник. И потому в произвол превращаться права не имеет. Думаю, все помнят выражение: «Судья Праведный».
А если о том забыли, то рано или поздно постигнет участь того, кто невинных оклеветал, а после сам оклеветан был, как Житие Святителя Мирликийского рассказывает…
И ещё невольно приходят мысли о том, что хотя бы самое маленькое пространство, молитвой освящённое, должно быть и в судах районных, и в Прокуратуре, и в Следственном Комитете. Может быть, станет тогда в жизни нашей меньше хаоса, не будет безразличия к судьбам людским.
Возводятся же храмы и часовни в больницах и учебных заведениях, в воинских частях. И в местах, где наказание отбывают…
Ваш долг есть: сохранять законы,
На лица сильных не взирать,
Без помощи, без обороны
Сирот и вдов не оставлять.
Ваш долг: спасать от бед невинных,
Несчастливым подать покров;
От сильных защищать бессильных,
Исторгнуть бедных из оков...
Разве не помнит кто-нибудь этих преисполненных праведного гнева строк Г.Р.Державина, к судиям обращённых - к тем, кому судьбы людские решать вверено?! И разве менее «актуально» звучат они два столетия спустя?!
Устремлённый в душу каждого взгляд Святителя Мирликийского каждый раз о том напоминает. Особенно здесь, где должно быть «пространству» Правосудия…
Святителю Отче Николае!
Вразуми примером жизни твоей – примером Праведности, Справедливости - людей, общество, государство…
Church of St. John the Evangelist
May 2022 •
5
Это - очерк
В честь написавшего Книги Святые…
Глава первая «О Слове, что было в Начале…»
Удивительное время - двадцатые числа мая! Вспоминается Имя Апостола, которому на острове необитаемом Откровение явлено было. Вспоминается и Святитель Мирликийский – помощник скорый и путешествующих, и в нищете оказавшихся, и тех, над кем суд «неправедный» свершился. Ещё вспоминаются Братья Святые - Славян Просветители. И, наконец, - Патриарх-Мученик, воззвания народу русскому против польских захватчиков рассылавший и предателями убиенный...
И середина октября – время особенное - Дни Памяти Игумена Земли Русской, после - сказавшего о Слове, что было в Начале, а там уж и не за горами День Пречистой, что только на Руси помнят почти наравне с Праздниками Двунадесятыми…
Отчего сейчас о днях этих вспомнили? Да оттого, что и накануне лета, и в преддверии Покрова вспоминает Церковь создавшего две Книги Писания – Четвёртое Евангелие и Откровение. Символ его иконописный - орёл – «золотой орёл небесный», как в песне известной поётся. Орёл, символизирующий умение видеть на очень дальнее расстояние – в духовном аспекте, конечно...
Думаю, нет того, кто не понял бы, что речь об Апостоле Иоанне, что Богословом величают. И о Святыне, в честь него возведённой на восточной окраине Столицы…
Сколько же улиц Парковых! Шестнадцать – фантазии что ли недостало – не было же так, когда сёла с храмами стояли – да речь ныне не об этом.
И вот несколько лет назад на «предпоследней» из них среди типовых, «без фантазии» домов забил ещё один источник Святости. Он маленький – да вырастет со временем – а пока – спасибо, что появился среди массива безликого...
Удивительный, любви и благочестия преисполненный Батюшка, при общении с которым вспоминается Россия до переворота, антихристом совершённого, русская классика...
Служил он в Храме Святителя Тихона Задонского, что в Сокольниках, в Святыне Троицкой, что в детской больнице Святого Владимира, а ныне сюда поставлен, направлен, чтобы пространство безликое освятить. Здесь каждый день молебен служится о прекращении войны - и помощь войной обездоленным собирается.
Так было всегда и будет, там, где Настоятель этот служит…
А ещё вспоминается, как во время пребывания Пояса Богородицы в Храме Христа Спасителя шёл Батюшка вдоль очереди, всех благословляя...
Но возвратимся к Святыне, что на востоке Столицы возводится. Удивительно намоленное место, хоть и появился этот маленький Храм совсем недавно...
Глава вторая «О Пречистой»
Конечно, нельзя представить, чтобы не было в любом храме Образов Ея – Казанского и Владимирского. А вот Образ, на Святой Горе, а после на Руси Святой явленный. Пред Ним прежде всех о больных, раком поражённых, молятся – оттого и пребывает Икона почти в каждом храме. Удивительно красивое и мудрости преисполненное Имя – Всецарица – точнее о Ней не скажешь.
А этот Образ до сегодняшнего дня видеть лишь единожды приходилось – Имя ему – Воспитание… Снова вспоминаются слова великого русского живописца, сына священника - Виктора Михайловича Васнецова о том, что у каждого из нас три Матери. Матушка Божия, как с любовью в семье называли, Мать-Земля и Мать, вырастившая и воспитавшая. С Матерью становление человека, духовное воспитание прежде всего связано. Матерь Божия всех любит – и любовью своею воспитывает и вразумляет.
И этот Образ, что напротив, тоже встречается нечасто - и Имя Его Воспитанию созвучно – Прибавлением Ума. Потому что истинная мудрость от нравственного начала неотделима…
А пред Образом, что в углу, у Алтаря, должно особенно задуматься – и об Отечестве нашем многострадальном помолиться…
Мы как-то беседовали о Храме Благовещенья, что всея ВДВ, - там Образ этот как роспись настенная почти под самым куполом, а здесь образ иконописный. Стоит Она с Младенцем на руках, а вокруг солдаты в окопах. В окопах Первой Мировой, что преддверием трагедии всех, на земле живущих, стала. Этот Образ Пречистой Августовским именуется. Она рукою всем показывает… Куда?!
Господи, Владыко! Так ведь не вняли же, утратили трепет благочестия. И случилось беда, за которую до сих пор душами расплачиваемся.
Пречистая Дева! Вразуми нас всех, чтобы поняли наконец, чтобы о героях, властью антихриста ошельмованных, вспомнили и никогда их не забывали – Слава Богу, что в год столетия историческую справедливость восстанавливать начали...
Вразуми нас, чтобы новой беды не случилось...
Глава третья «Сонм Помощников Святых»
А если уж о временах окаянных вспомнили, то как не сказать о Роде Царском, что незаконно власть захватившему «Ироду», словно «кость в горле», стала. Кроме образа маленького Великомучеников Царских, пребывает здесь очень редкая Икона Царя-Мученика с Мучеником-Цесаревичем. Видимо, смысл в ней особый.
А вот Настоятельница Марфо-Мариинской Обители, Сестра Последней Императрицы, Вдова слугами антихриста убиенного и Инокиня, Настоятельницу свою не покинувшая, на смерть за ней последовавшая.
Матушка Елизавета и Инокиня Варвара. Со временем в честь Княгини-Великомученицы храмовой комплекс вырастет…
Кроме Святых, особо почитаемых, имена которых, наверное, и в годы «воинствующего материализма» слышали: Апостола Иоанна, в честь которого Храм возведён, Святителя Николая, Преподобных Сергия и Серафима, Целителя-Мученика Пантелеймона, Архистратига Михаила, Святых Жен - Ксении и Матроны, - пребывает здесь и Образ Целителя Трифона с соколом на плече – как напоминание о заступничестве древних Святых, на Русь пришедших. А вот Образ Святого Доктора Луки, гонения претерпевшего и до времён «оттепели» дожившего.
Образ Святителя, с Николаем Мирликийским на Первом Вселенском Соборе пребывавшего и зримо всем Образ Пресвятой Троицы явившего – Троичность как Основу всего мироздания. На Иконе из руки его Святителя Спиридона пламя исходит. А шапочка пастушья – символ особого почитания Святого простым народом...
А вот Всероссийский Батюшка века двадцатого – Иоанн, что в Кронштадте служил. Имя его со знаменитым «Морским» - Никольским Собором связано…
Как мы уже сказали, служил Настоятель ранее в Храме Святителя Тихона – и потому, конечно, не может не быть здесь «вразумляющего», «бесовское игрище упразднившего» Святого. И неважно, что образ совсем маленький – главное, что есть. Дай Бог – и больший напишут. А где Святитель Тихон, там и Святитель Митрофаний Воронежский, которого даже не жалующий Церковь Православную Пётр Первый почитал...
А ещё в сонме Образов Иконописных пребывает здесь рядом с Обителью своею Старец Оптинский – самый, пожалуй, известный. К нему литераторы многие ездили, с него и Ф.М.Достоевский один из образов своих любимых написал. Старец этот изрёк и про «сто ангелов», и про то, как надо жить. Был дан ему дар исцеления, который старался Старец не показывать – просто слегка прикасался – словно невзначай. Имя его – Амвросий. А над ним Образ Матери Божией написан – конечно же, Спорительница Хлебов...
А вот Преподобный Афонский двадцатого века Силуан, сказавший, что осуждающих мучают бесы. А этот Святой безрадостного для Православия века восемнадцатого - Паисий Величковский…
Образ этого юноши с копьём тоже встречается далеко не везде. Святой Уар, в третьем веке кончину мученическую принявший и отмоливший благочестивый род языческий. Род похоронившей тело его Клеопатры. Ему - Святому Уару об умерших - при жизни Святого Крещения не сподобившихся молятся. Какая Милость Великая, нам Христом дарованная! И, к скорби великой, для страны, власть антихриста пережившей, «актуальная»...
Святой Мучениче Уаре. Облегчи участь во тьме непросвещения сидящих. Моли Милостивого Бога о них. И о ныне живущих...
Глава четвёртая «Напоследок»
А этот Святой на Русь из шестого века пришёл. Образ его один из тех, которые побуждают что-то ещё прочитать - хоть видели его и ранее, например, в Храме Воскресения, что в Сокольниках.
Святой, которого ещё «детским» называют, наверное, наподобие детского доктора. Отшельник, но мира до конца не оставивший, - приходил, чтобы людям помогать. Стилуан Пафогмниянин. Исцелял он чад заболевших, иногда из лап у смерти отнимая. Молился за супругов бездетных, наставлял всех добрым словом.
Молитвенное обращение к Святому и через полторы тысячи лет от болезни смертельной детей спасало и даровало бесплодным парам чадо долгожданное.
Работающие в Храме сказали, что подбирал Святой и сирот брошенных. Конечно, одно другого не исключает. Его и на иконах вместе с младенцами пишут.
Святой Стилуан. Моли милостивого Бога за детей наших…
А рядом Образ трагический – четырнадцать тысяч Младенцев Вифлеемских. Большинство знает, конечно, только задумываемся мало...
Представить себе, что вообще убивать младенцев можно, нормальный человек не может. Каким же диким, страшным, кровожадным зверем становится власть незаконная - в страхе за то, чтобы «удержаться». Приходят невольно на ум размышления не только о «ежедневном» убиении по несколько сотен людей в каждом лагере, что Землю Русскую покрыли, но и о детях в «спец» детдомах – детях «врагов народа», которых забирать в семьи негласно запрещалось, которые для власти «царя Ирода» «поскорее бы умерли».
А ещё вспомнить должно, о ком и кто прежде всего невинно убиенным Младенцам молится. Молятся за детей невинных, что «матери» в блуде зачали - и в мир им прийти не дали. И о прощении свершивших… (На авторе очерка греха сего нет – иначе, не было бы права темы этой касаться).
И Дай Бог, если молятся…
После переворота дьявольского, когда ходили с плакатами «Долой стыд», «вырвался», подобно злобному духу из сосуда, грех блуда – разврат души и ума. А это - последствия. И главный ужас в том, что грех, который со слезами отмаливать должно, стал в сознании многих «нормой» - «нормой» жизни сознания безбожного, «нормой» мыслей, дьяволом «нашёптанных». И как можно продолжать жить вместе супругам, кровью убитых во чреве повязанным?!
Да не будет такого! Господи! Вразуми и приведи к покаянию.
И словно «завершение» - Этот Образ здесь вижу - первый раз. Спаситель в хитоне белом на колени опустился, а на ладони Его младенец кровью истекает. И кровь с ладони капает - кровь младенцев нерождённых. И называется Образ – Плач Иисуса Христа о младенцах. Иногда на иконе это слово страшное написано, цвет хитона может быть не белым – но разве суть от того меняется?!
Кажется, и сказать больше нечего. Вспоминается невольно изображение, на котором стоит на коленях женщина, дитя во чреве загубившая, - стоит пред Распятием…
Господи! Спаси Россию, спаси народ русский от бездны греховной…
Ну, вот и всё, наверное. Главное, что над безликим пространством восточной московской окраины возвышается Святыня. И неважно, что вокруг дома многоэтажные - к Небесам возносящаяся молитва всё равно - выше. Выросла Святыня в честь того, кто сказал всему миру, что Слово было в Начале. Слово Божие. Пусть обитает оно над Россией, как Писание говорит, полное Благодати и Истины.
Конец – и Слава Богу за всё.
Church of the Resurrection of Christ and the New Martyrs and Confessors of the Russian Church
February 2022 •
5
«Из могил безымянных в Небо».
Лубянка – историческое место Столицы, на многих гравюрах изображённое. Ныне и станция метро название историческое вместо «идолопоклоннического» носит. А самого «идола» лет тридцать назад цивилизованно в Парк «свергнутых божеств» на вечное хранение увезли.
Название историческое, напоминающее, наверное, даже про избушку лубяную, про то, из чего её строили. А ещё о крестных ходах в Сретенский монастырь…
Только в веке двадцатом как минимум для четырёх поколений людей стало имя площади исторической символом смерти. Вызвать на Лубянку стало равносильно слову «расстрелять». Расстрелять - за иные убеждения, за веру, за то, что власти новой «неугодны». И полетели с Лубянки, подобно хищным птицам, приказы об убиении людей русских, православных. И не только…
Ныне на месте пугающего размерами идола кровавого камень лежит, с Острова Святого, в тюрьму превращённого, привезённый. Как напоминание о том, к чему небрежение жизни духовной приводит.
А в год столетия самого большого русского «окаянства» вырос на Лубянке - вернее - неподалёку от «лобного места» века двадцатого - величественный Храм. Кажется, таких в Москве ещё и не было. Вырос словно из небытия, из пустоши, из мрака безбожного, из крови пролитой поднявшись. Вырос в Сретенском Монастыре - рядом со Святыней, где Образ Ея, Русь более шести веков назад от жестокого завоевателя спасший, пребывает. И вдруг со всей болью, со всей остротою понимаешь, что враг, век назад в Россию пришедший, много коварнее, много страшнее «великого завоевателя», что по внушению Самой Пречистой на Москву не пошёл. Страшнее завоевателей всех времён.
Страшнее - потому что грех Иуды государственной политикой сделал и кровью всех повязать «возжелал»…
Храм Воскресения Христова, как и тот, что на Русской Голгофе – на Полигоне Бутовском - только ещё выше, ещё белее, если угодно, в Небеса уходящий.
Конечно, и самая маленькая сельская святыня – о Кресте и Воскресении напоминание – и «размеры» ни при чём. Но это на глазах поднявшееся торжественное величие словно ещё и о «масштабе», о глубине трагедии века двадцатого каждому из нас языком «немым» говорит – напоминает. И о величии Подвига Новомучеников – наших предков, не так уж далеко от нас по времени отстоящих.
Воскресение Христово! Вспоминается невольно одна история тех лет окаянных, кровью залитых. Одного сельского батюшку предупредили, что завтра за ним придут…
Служитель Господа скрываться, прятаться не стал – а отслужил, как на Пасху служат…
А утром смерть за Христа принял. Не удалось прислужникам дьявола Православного Священника запугать – Мученика Христианского.
Снова невольно слова Писания на ум приходят: «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» Побеждены силы ада Воскресение Христовым! И сколько тех, кто за Христом последовал – до смерти!
И смотрят ныне они на нас с Небес и с купола величественного храма, что в год столетия русского «окаянства» из тьмы, из скорбей великих, из могил безымянных вырос и к Небесам вознёсся.
Святые Новомученики и Исповедники Отечества нашего многострадального!
Низкий вам полон за то, что мы всё-таки народом, людьми остались, что не захлебнулись, не потонули в нечистотах «неоязычества». За то, что можем в Храм прийти – Христовых Тайн причаститься...
Church of the Life-Giving Trinity
February 2022 •
5
Продолжение отзыва
Глава первая «В «пространстве» Святости»
Войдём, наконец, с молитвой. Как и во многих местах святых, окружающее «пространство» словно «расширяется», выходя за «рамки мерок земных». Кажется, что места в храме много больше, чем снаружи казалось. А ещё словно небо от молящихся храмовым пространством не отделено. Впрочем, соединение Неба и земли, устремление земного к Небесному и есть сакральный смысл архитектуры храма православного – и, видимо, в Дни Великие ощущается это особенно – по-особому.
Весь воздух напоен торжествующими звуками -
Рождество́ Твое́, Христе́ Боже наш, возсия́ мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе́ кланятися, Солнцу Правды, и Тебе́ ведети с высоты́ Востока. Господи, слава Тебе́.
Напоен и тогда, когда хор не поёт и службы нет. Кажется, звучит ныне Песнопение Рождества во всей природе, во всём мироздании – в Небесах и на земле. И в душе каждого христианина.
Торжествующие звуки в нераздельном единстве с Вертепом, елями украшенном, с мерцающими огоньками гирлянд, с пламенем свечей, выражающих, как сказал знаменитый русский мыслитель, «молитвенное горение к небесам».
Вспоминаются невольно знаменитые строки:
Да! С нами Бог — не там в шатре лазурном,
Не за пределами бесчисленных миров,
Не в злом огне и не в дыханье бурном,
И не в уснувшей памяти веков.
Он здесь, теперь, — средь суеты случайной
В потоке мутном жизненных тревог.
Владеешь ты всерадостною тайной:
Бессильно зло; мы вечны; с нами Бог.
С нами – со всеми молящимися - и не только, конечно…
Рождество – Начало Всеобщего Спасения – и не могло бы оно свершиться, если бы не добрая воля, не выбор Ея. Здесь, как и в любой святыне православной, великое множество образов Пречистой. Заступница рода христианского, Благая Вратарница и чудесным образом из Храма Влахернского на Русь Святую перенесшаяся.
А вот Скоропослушница, монаха нерадивого вразумившая, не позволившая духовно ослеплённой матери разлучить после развода сына с отцом его за то, что в Церковь ходить стали. (См. также «Святость рядом с Вавилоном» Ч.1).
А неподалёку – образ, в честь которого благочестивая княгиня больницу ею созданную назвала. Какое красивое и мудрое Имя – Утоли Моя Печали. Мы со всеми скорбями своими, от всей немощи своей к Ней о помощи взываем – нередко в последней надежде.
И Матушка Божия не оставляет неразумных чад своих.
Напротив входа образ Ея во весь рост – а на руках Её Младенец словно небеса обнимает. Покровительница тех, кто в неизведанные дали космоса устремляется – оттого и Имя Образа - Благодатное Небо. При взгляде на Образ этот вспоминается, конечно, и великий православный художник В.М.Васнецов – он, долго мучившийся над тем, как написать Образ Её на стене знаменитого Владимирского Собора, решил наконец отразить единство Матери Божией, матери-земли, и матери, через которую жизнь человеку Создателем дарована...
Конечно, и здесь не могут не взирать на молящихся с образов иконописных Чудотворец из Радонежа, на битву с погаными Князя благословивший, Старец из Саровской Обители, встречавший всех словами: «Радость моя», и Святая века окаянного, глаз физических лишённая и духовно через десятилетия видевшая. Не может не быть в храме образов Святителя четвёртого века, из Мир Ликийских на Русь пришедшего, в честь которого второй придел освящён, и самого строгого Пророка, живым на небо взятого.
Рядом с Пророком один из последователей Преподобного Сергия – Кирилл, в имени которого Белое Озеро названо.
У входа Старцы из знаменитой Пустыни. Оказавший влияние духовное на всю русскую литературу, самый известный из четырнадцати Амвросий, а рядом изрекший, что Россия воспрянет и будет богата духом, Нектарий…
А слева у самой стены образ тех трёх Монахинь-Мучениц, с которых мы беседу начали.
Кажется, и сказать – больше нечего - то лишь, что намоленность Пространства Сего «всей кожей» ощущается. И Радость Рождества. Так за тем и в Место Святое приходят…
И всё же кое-что напоследок…
Глава вторая «О трёх Святых Прославленных, любимых»
Свечи здесь не в самом Храме продаются, а в церковной лавочке, что у входа. У входа, где за невысоким забором иная, как сказала одна православная журналистка, реальность бытия начинается. Идёшь от неё к храму, а на пути ещё маленькая часовенка того же цвета, что сам Храм Троицкий – здесь всё в неком единстве, даже внешне. (Отличие часовни от храма человеку православному объяснять незачем).
Возведена часовенка в честь той самой Святой века окаянного, что глаз телесных лишённая через пространство земное и время видела, к которой идут за утешением в Монастырь Покровский – и поток людской не иссякает. Святой, которую милиционер в годы разгула репрессий арестовывать отказался – потому что сказала Блаженная Старица, что в это время жену его скорая увозит. Миновала беда Святую – только снова и снова задаёшься невольно вопросом скорбным: чего же власть такая стоит, что слепую, почти не ходячую Старицу арестовать хотела?! И за что?!
Шёл таран против веры православной – да выстояла Святость Русская под ударами. И Святые века окаянного, века «перебесившегося», с образов на нас взирающие, - живое, зримое тому свидетельство…
Рядом с Блаженной Старицей Образ Святой Покровителя всех, кто добросовестно учится и обучает. Чудотворец Радонежский, двух иноков на поле битвы со слугами антихриста благословивший.
С другой стороны Старец Преподобный, предсказавший, что в двадцатом века «запоют летом Пасху» в день его Прославления. А ещё – Прославление Великомучеников Царственных…
Святая Блаженная Матронушка! Преподобный Отче Сергие! Преподобный Отче Серафиме! Вымолите нас, духовно заблудших! Помогите не попасть в цепкие лапы антихриста! Немало за то выстрадала, крови пролила Святая Русь – Россия многострадальная…
Ну вот и всё, кажется, - пора в Москву возвращаться. Спасибо Господу, спасибо Матери Его Пречистой за встречу со Святыней в Светлый День Рождества Христова!
А потому завершим эту небольшую беседу – небольшую путевую заметку, если угодно, Вечными Словами.
Пресвятая Троица! Спаси нас. Пресвятая Богородица! Не оставь Отечество наше Заступничеством Твоим, не попусти больше власти бесов!
Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение.
Да будет мир в душах наших - и будет воля благая добро творить. До конца Времён…
На сим завершаем.
Church of the Intercession of Our Lady
January 2022 •
5
Радуйся, Радосте Наша, Покрой нас от всякого зла, Честным Твоим Омофором!
Рождество Пресвятой Богородицы очень скоро после начала Церковное Новолетие – а после День Великий, который лишь на Руси Святой вспоминают – вспоминают почти наравне с Праздниками Двунадесятыми. Покров Пресвятой Богородицы. Память о том Дне Великом в названии и отразилось…
Шоссе с напряжённым, безумным движением, в Волоколамск ведущее, об осени сорок первого прежде всех напоминающее; скорбный стационар, в котором прекрасные доктора трудятся; напротив ещё одна больница - а совсем неподалёку бывшие сёла, от Великого
Дня сего имена свои получившие – Покровское-Стрешнево, Покровское-Глебово. И, конечно, как не быть здесь Святыне Покровской, имена сии давшей. Это не просто Храм цвета неба при восходе солнца – это - целое «пространство» - почти рядом с шоссе – и всё же в иной реальности духовной.
Но об этом позже – потому что должно сначала с молитвой в Храм войти.
Притвор можно назвать Апостольским, можно – Евангельским. С росписи потолка взирают на приходящих Ученики Христовы. А на стене «сюжеты» Главной Книги Христианской – маловерный Апостол, потребовавший от Воскресшего следы от гвоздей на руках показать; напоминание о том, что всякая лепта, от верующего сердца дарованная, богоугодна; возгордившийся фарисей и не смеющий глаза поднять мытарь. И, наконец, Образ, при взгляде на которой вспоминаются знаменитые слова поэта: «сейте разумное, доброе, вечное». Какая притча замечательная! А Сеятель здесь среди колосящейся пшеницы – значит услышано было Слово Божие - и взросло в душах и умах…
Святыня Православная! Мы уж не раз о храмах наших, об Образах Святых беседовали.
И где же нет Образа Пречистой Казанского или Всех Скорбящих Радость, где же нет Образов Чудотворцев – Радонежского и Саровского, где же нет Целителя-Великомученика?! Не может такого быть …
Но вот Образ Пречистой, которого нет более нигде. В руках Младенца Храм. Как же не спросить о нём тех, кто в Храме служит?!
А держит Младенец-Христос известный всем Храм-Мученик, в начале окаянных тридцатых убитый и через шестьдесят пять лет воскресший – время почти целой жизни человеческой. Храм с уничтожением которого «взорвали», осквернили и память о русских воинах, спасших мир от слуги антихриста – Наполеона. Храм-Мученик и в центре известного Образа Новомучеников и Исповедников Земли Русской
Вокруг Образа клейма, говорящие и об изгнании супостата с Земли Русской, и о возведении Святыни, и о самом чудовищном преступлении. На одном из клейм палачи в красноармейской форме пули в соотечественников своих безоружных выпускают – во «врагов народа», среди которых герои Первой Мировой. Вот уж, поистине, пришёл супостат, что хуже любого иноземного завоевателя – и имя ему - антихрист...
Снова хочется повторить мысль о Новомучениках – пройдут век или два – и, наверное, будут потомки наши кровь за веру в годы окаянные проливших наравне с Мучениками Древними, с Мучениками времён ордынских почитать.
Но сейчас память эта – кровоточащая рана - и ещё не один год кровоточить будет. Наверное, Этот удивительный Образ Пречистой в храме Покрова о том прежде всего напоминает – говорит каждому.
Россия – Русь Святая под Покровом Пречистой – а сколько явлено миру Образов Ея, Одной Ей и ведомо. И неверно всё-таки, что называет кто-то Образ «неканоническим». Матерь Божия явила его кистью художника как сотрясающую душу память, как скорбь всего народа русского, православного. Как духовную «прививку» от беспамятства, бессовестности, безразличия. Для того, чтобы никогда больше не случилось попущения…
А мы ещё к нескольким Образам Святым подойдём.
Четверо Угодников Божиих с Образа взирают – трое с именем Столицы нашей соединённые – одна - с именем Столицы Северной.
О Василии Блаженном все – многие по крайней мере знают. Юродивого сам Царь Грозный в палаты свои приглашал. И в это время увидел Святой Василий пожар в Саратове – и вино в окно вылил. А ещё вспоминается, как вор, польстившийся на шубу, Святому царём дарованную, внезапно умер…
Рядом Блаженный Максим, по земле почти за век до Святого Василия ходивший. Образы такие побуждают что-то прочитать, что-то узнать. А ещё вспомнить о том, что если Святой меньше известен миру земному, то не Творцу, конечно.
А вот Святая Московская, до середины века окаянного дожившая. Слепая от рождения, она зрением духовным пространство и время «пронзала». Блаженная Матронушка...
Рядом с ней Святая Столицы Северной, подвиг юродства после смерти мужа принявшая, - во всех скорбях помощница, солдатам русским в Чечне явившаяся и от взрыва их спасшая. Да кто же Блаженную Ксеньюшку не знает?!
А почти рядом Святая Княгиня Анна Кашинская – супруга Святого Князя Михаила Тверского, в Орде убиенного.
Образы этих Святых Князей - Супругов – вместе или врозь – не могут не наводить на мысли об истинно браке христианском, о том, что соединяет Господь для того, чтобы и скорби – даже, наверное, скорби прежде всего - разделять и помогать друг другу в нелёгком пути земном.
Конечно, миру современному понять «менталитет», жизнь, мысли наших далёких предков почти невозможно, но если всё-таки постараться, если всё-таки хотя бы задуматься… Наверное, скорбей и в каждой семье, и во всей России меньше бы стало….
Что ещё в Храме сем сразу же внимание привлекает? На Царских Вратах рядом с Благовещеньем не Четыре Евангелиста, не Отцы Церкви – Создатели Литургии, а Святые Цари-Пророки – Давид и Соломон, из рода которых Сама Пречистая...
В честь Святителя Мирликийского – ставшего «своим» и для России, и для Италии, один из пределов освящён, а ещё один - в честь Апостолов Первоверховных, из уважения к страданиям которых мы, как сказал один благочестивый плотник, Петров Пост соблюдаем. Образы их не только в самом Храме – столь почитаемые Апостолы и Святитель взирают на приходящих и с храмовых стен. А надо всеми Образ Покрова Пречистой…
Вспоминается, как во время Рождественского Поста соборовали здесь больных детей. Пошли им, Господи, спасенье. И священникам Храма сего…
В самом начале сказали мы об особом пространстве. Здесь – в парке рядом со Святыней - братья наши меньшие обитают. Даже большой белый гусь…
Вот и всё, наверное. Рядом с шоссе возносится надо всем районом, надо всеми новыми гигантскими домами, надо всем пространством Храм цвета неба при восходе солнца. А главное – возносится молитва.
Пресвятая Богородица! Не отыми Покрова Твоего от нас. От России.
Iriny Velikomuchenitsy v Pokrovskom Church
January 2022 •
5
Храм цвета зари. Иногда за выросшими домами Святыня словно «прячется», а крест над домами высится.
В честь Святыни три переулка названы – только вот «упираются» они в улицу, что до сих пор имя одного из «вдохновителей» классовой ненависти, идеологов кровопролития, одной из «ипостасей» бесовской «антитроицы» носит. Сколько ещё эти «кандалы» позора носить?! А ведь раньше, как и у трёх переулков, было имя святое. Украли его вместе с единственной законной властью ироды «новоявленные»! …
Довольно! Конечно, гладя и размышляя, о русской трагедии невольно вспоминаешь...
Только по Милости Божией более четверти века назад снова в лоно Матери - Церкви возвратилась Святыня сия – а потом и Патриаршим Подворьем стала! И переулки имя Древней Святой носят! И никого не заставляют больше безбожной «антитроице» поклоняться! И смотрит на Святыню, смотрит на молящихся лазурное око Вечного Неба. Око Мира Духовного – Око Творца.
Возведён этот удивительный Храм цвета зари в честь Древней Святой - первой из женщин в Лике Великомучениц прославленной. Имя её значит «мир», «покой».
Как рассказывает житие, юную деву и под ноги лошадям бросали, и голову отсечь пытались – но сохранил Великомученицу Господь для проповеди Слова Божия.
Великомученица Ирина! Святая, как и Храм, в честь неё возведённый, для русского православного человека тысячелетия «соединяют».
В Храм можно войти и с «безбожной» улицы - но всё же главный вход с переулка, имя Великомученицы носящего. Через главный вход и войдём с благоговением и молитвой.
Со словами, над входом в начертанными: «Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему».
Образ Великомученицы Ирины рядом с Алтарём - там, где Казанская Чудотворная. А ещё изображена юная прекрасная Великомученица вместе с другой Великомученицей – Екатериной. В земной жизни их не менее века отделяло, а на иконе стоят они рядом - ведь нет у образов иконописных ни времени земного, ни пространства. Смотрят на нас с иконы две знатные красавицы, от знатности, роскоши и почестей Во Имя Христово отказавшиеся. И нечеловеческие истязания претерпевшие. Какая сила духа, какая вера непоколебимая! И мудрость не по возрасту земному! Истинная красота возвышает, а не пробуждает низменные страсти. И образы Великомучениц мысль сию зримо воплощают…
А сколько поводов для размышлений для нас, ныне живущих и часто из-за мелких житейских неурядиц ропщущих! ...
Несколько ближе ко входу Образ Святителя, почитаемого и в России, и в Италии. И не только, конечно.
Николай Чудотворец! Из глубины веков пришедший, стал Святитель Мирликийский одним из самых «русских» святых, к которому и неправедно осуждённые, и в под гнётом нищеты согнувшиеся, и в опасное путешествие отправляющие с молитвой обращаются.
И Храм, в честь самого Святителя Николая возведённый, тоже здесь неподалёку – в двух-трёх остановках. Две Святыни, корнями историческими соединённые...
А рядом со Святителем стоит на иконе Мученица Александра, во время пути на казнь Господом с земли взятая. Жена нечестивого, отличавшегося запредельной жестокостью императора Диоклетиана, уговаривала она юного воина Георгия не губить красоты и юности – а потому от Христа отречься и идолам поклониться, как император велел. А потом, видя крепкую веру юноши, нечеловеческими пытками не сломленную, сама христианкой стала и на казнь вслед за Георгием и другими мучениками за веру Христову пошла.
Озверевший, в бессильной злобе, до беснования дошедшей, отправил нечестивый император языческий на казнь свою супругу! Тоже повод для размышления…
Святитель Николай и Мученица Александра по земле нашей грешной в одно время ходили – и ко Христу разными путями пришли. А ныне смотрят они на нас с Образа иконописного в этом удивительном Храме цвета зари, в честь Великомученицы возведённом, напоминая о том, что Истина земного благополучия дороже. И самой жизни земной!...
А на другой иконе стоит рядом со Святителем Мирликийским Святитель Московский Алексий. Четвёртый век и век четырнадцатый. Ещё один из великого множества примеров единства времени и пространства – вернее – того, что в Духовном Мире границы эти полностью себя исчерпали.
Говорить о Великом Заступничестве Святителя Московского Алексия, как, впрочем, и всех Святителях Московских незачем – не было бы их, скорее всего, растоптали бы Русь кони ордынские...
Смотрят с иконы на молящихся два Великих Святителя, пространство и время соединяя, в Храме цвета зари, в честь Великомученицы Ирины возведённом…
Здесь, как, впрочем, и во всех храмах, множество образов Царицы Небесной – Казанская, Смоленская и Владимирская – а как им не быть?! И даже не по одной.
А ещё Нечаянная Радость – наверное, знаменитый некрасовский Кудеяр во многом напоминает стоящего перед Образом в слезах раскаяния разбойника.
А вот Образ о событиях на Святой Горе Афон напоминающий – Отрада и Утешение. Умолила Мира Заступница Сына Своего, чтобы не наказывал монахов за ослушание.
Образ Балыкинский – его мало где увидеть можно. Божественный Младенец лежит на коленях Матери Своей, словно дитя распеленатое.
И, наконец, Живоносный Источник – напоминание о том, что создан человек по Его Образу и Подобию - и потому надо всё наносное, всё непотребное расчистить, чтобы Образ Сей просиял.
Живоносный Источник ещё и над входом в Храм из притвора.
А с другой стороны двери Троица Новозаветная, напоминающая Образ, Отечеством именуемый. У Престола Божия Серафим шестикрылый цвета огненного.
Невольно вспоминаются строки М.А.Волошина из поэмы про Святого Старца Серафима:
И вокруг Господнего подножья
В самом сердце
Вечности и Славы
Чище всех и ближе всех к престолу
Пламенные вихри Серафимов
Веют вечной вьюгою любви…
Почти рядом – над лестницей воплощение единства славянского - Образ Почаевский. Богоматерь с Младенцем над облаком возвышается – а облако словно гору покрывает. А на горе след, Пресвятой оставленный…
Лестница же сия в нижний Храм ведёт – Храм, освящённый в Честь Князя, Русь к вере Христовой приведшего. И снова века, тысячелетия, в Вечности соединённые и в образе зримом явленные! …
А где Князь-Креститель, там и первые иноки русские – Феодосий и Антоний.
И Лавра на Днепром, в честь Последнего перед Новолетием Церковным Праздника Двунадесятого возведённая. Последние оплоты веры Истинной среди взбесившихся!
Ну да об этом уж сказано-пересказано… Мы от Святых Киево-Печерских и Почаевских не отрекались и не отречёмся!
По обеим сторонам Собора Святых Киево-Печерских Воин Рати Небесной Гавриил и Глава Воинства Небесного Михаил - Стражи, на пути брани духовной стоящие.
Ныне храмовая роспись постепенно возрождается – так и должно быть. Но даже при взгляде на стёртые лики на стенах и в куполе, никогда не возникало ощущения скудости и запустения – а вспоминались невольно церкви катакомбные, в которые христиане много веков назад молиться тайком приходили…
А давно ли и у нас Церковь Православная – основа русской жизни, культуры русской гонимой была?! Тем, кому сейчас тридцать и немного более, знают о том уже только от старших поколений. И дай Господь, чтобы никогда больше не познали этого люди русские на собственном опыте, собственных жизнях. Должна же трагедия века двадцатого хоть чему-то нас научить!
Дай Господь, чтобы не было больше мерзости запустения в Святынях русских, а главное – в душах наших!
Пресвятая Богородица! Спаси от трагических заблуждений Отечество наше!
Святые Великомученицы Ирина и Екатерина, Святая Мученица Александра и Святитель Николай! Молите Бога о нас!
Church of Saint Philip, Metropolitan of Moscow
January 2022 •
5
Какое благодатное место - Храм Святителя Филиппа, что рядом с Проспектом Мира возведён! Как и многие, была возвращена Святыня из небытия века окаянного в начале девяностых – в то время, что называют Вторым Крещением Руси.
Вспоминаются невольно крестные ходы летом 16 июля, вспоминаются водосвятные молебны Святителю Филиппу.
Один Образ Святителя у бокового алтаря, а другой - среди Сонма Всех Святых, что вокруг него.
А ещё «уголок» Пресвятой Богородицы – почти рядом со Святителем и Сонмом Всех Святых. Рядом со свечным ящиком на одной Иконе девять Образов Ея. И те, что в каждом храме есть, и те, что не так часто встретить можно – Споручница грешных, или Достойно Есть. Рядом же Образ, что Троеручицей величают. По горячей молитве пред Образом Матушки-Заступницы, приросла, по злому навету, отрубленная рука одного из Отцов Церкви - Иоанна Дамаскина. В благодарность написал он руку спасённую на иконе как символ. Сначала писали руку другим цветом – серебристым, потом тем же, что и Сам Образ Пречистой.
Восстанавливается по молитве пред Образом Троеручицы разрушенная целостность. Исцелялись по молитве пред Иконой на войне увечные, приходили с рукой, плетью висящей, – а потом поднималась рука в Крестном Знамении.
Рядом со свечным ящиком - на столпе с одной стороны Святитель-Мученик, Сонмом Всех Святых окружённый, на другой - увечных исцеляющая Троеручица, с третьей - образ с девятью иконами Ея, с четвёртой – Образ Спасителя.
А приделы в Храме в честь Сергия Радонежского – вряд ли есть такие, кому имя сие неизвестно, а ещё один – в честь убиенного в Орде Князя Черниговского Михаила. Не захотел Христианин идолам поганым поклониться – и лютую смерть принял…
И,конечно, слова Царя Алексея Михайловича, принесшего покаяние Святителю Филиппу за своего предка – Иоанна Грозного, положив грамоту в гробницу в Успенском Соборе Московского Кремля.
«…молю тебя и желаю тебе прийти сюда, чтобы разрешить согрешение прадеда нашего, царя и великаго князя Иоанна, нанесенное тебе неразсудно завистию и неудержанною яростию, ибо твое на него негодование как бы и нас сообщниками творит его злобы… И сего ради преклоняю царский свой сан за онаго, пред тобою согрешившаго, да оставишь его прегрешение своим к нам пришествием…»
Какая великая мудрость…
Снова и снова хочется повторить – не будь Святителей Московских, могли бы и мы в этот мир не прийти.
Святой Отче Филиппе! Моли Бога о нас. О вразумлении нашем.